II. Практические задания

1. От основ настоящего времени данных глаголов образуйте формы действительных причастий настоящего времени в И.п. ед.ч. м.р., ж.р., с.р.:

õîäèòè, âåçòè, íîñèòü, ñëûшàòè

2. Образуйте действительные причастия прошедшего времени от основы инфинитива данных глаголов:

ðåшòè, ïðîñèòè, âåçòè, æüäàòè

3. Образуйте страдательные причастия настоящего и прошедшего времени от глаголов:

äåëàòè, õâàëèòè, íåñòè, ðåшòè

4. От данных кратких причастий образуйте полные формы причастий м.р., ж.р., с.р.:

÷ èòàíú, ëюáèìú, îähòú, ïðèíåñåíú

5. Используя таблицу склонения причастий, просклоняйте формы:

íåñîìûè, âèähíûè

6. Из данного текста выпишите причастия, сделайте морфологический разбор их:

Òüшòà ñèìîíîâà ëåæààшå îãíåìü æåãîìà. Ãðàäüöü ìàëú íà áðhçh ñúòâîðèâú. Åãäà çúâàíú á@äåшè íà áðàêú… Ðå÷å îñëàáëåíq~ìq. Ãîíèìûè áûñòü ñêâîçü ïqñòûí\. È ïðèñò@ïè êú íåìq åäèíà ðàáûíè ãëàãîë\шòè. È ïðèäå ðàáûíè è âèähâúшè ïåòðà.

Схема морфологического разбора причастия:

Причастие

1. Начальная форма (И.п. ед.ч., м.р.)

2. 3алог (действительное или страдательное)

3. Краткое или полное

4. Время

5. Род

6. Лицо

7. Число

8. Падеж

Литература

1. Иванова, Т.А. Старославянский язык. – М., 2005. – С. 190–195.


2.3. Лабораторные занятия

Лабораторное занятие 1
Две старославянские азбуки. Кириллица
Особенности старославянского письма

1. Рассмотрите кириллическую азбуку в сопоставлении с византийским унциалом и глаголицей (Иванова Т.А. Старославянский язык. С. 24–25) Какие буквы греческого (византийского) унциала используются в кириллице? На какой источник кириллицы указывают ученые?

2. Сопоставьте буквы кириллицы, обозначавшие славянские звуки речи, которые отсутствовали в греческом языке ш, m, ж, ч, ц, á, @, #, ы, с соответствующими буквами глаголицы. Есть ли между ними сходство? По какому образцу видоизменились эти буквы? Буквы какой азбуки проще по написанию?

3. Изложите вопрос о двух славянских азбуках. Приведите доказательства старшинства глаголицы.

4. Изучите кириллицу. Какая буква называется лигатурой. Выпишите все лигатуры из кирилловской азбуки. Выпишите дублетные буквы кириллицы (т е. разные буквы, обозначающие один и то же звук). Объясните причины наличия дублетных букв в кириллической азбуке.

5. Особенности старославянского письма. Как записывались слова в памятниках старославянской письменности.

а) были ли интервалы между словами;

б) использовались ли знаки препинания;

в) как отграничивались отдельные предложения или фразы;

г) с какой целью использовались надстрочные знаки (как они назывались?)

д) назовите разновидности диактрических знаков и их значения;

е) раскройте титла, запишите следующие слова полностью:

÷êú, ñíú, áú, àïëú, ãëàòè, ãú,îöü, èñ.

6. Числовое значение букв:

а) как обозначались числа в памятниках старославянской письменности?

б) как обозначались двузначные числа от 11 до 19?

в) напишите по-старославянски числа: 5, 7, 12, 48, 77, 245. 1104.

г), используя таблицу, установите числовые значения букв:

·Д·, ·и·, ·i·, ·о·, ·ìä·, · ðëä·.

7. Чтение и перевод текста № 4из контрольной работы №4 УМКД.

Литература

1. Иванова, Т.А. Старославянский язык. С. 24–41.

2. Моисеева, Л.И. Практикум по старославянскому языку.

Лабораторное занятие 2
Система гласных и согласных звуков
старославянского языка второй половины IX века


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: