4. Чтение и анализ текста № 4 из практикума по старославянскому языку Моисеевой Л.И., с. 56.
Литература
1. Иванова, Т.А. Старославянский язык. С. 65–75
2. Моисеева, Л.И. Практикум по старославянскому языку.
Лабораторное занятие 4
Переходные смягчения заднеязычных согласных
Судьба сочетаний согласных с «йотом»
1. Разделите слова на слоги. Докажите, что их структура соответствует принципу слогового сингармонизма. Укажите примеры, где этот принцип нарушен, объясните почему.
ГЫБеЛЬ, КЪН#ЗЬ, КЪТО, ЧЬТО, КРНЧАТН, НА № ÍÎÇh, ÃÎñÒÜ, ñТРЛНА, ВЪ СÒÐÀнh, КОНЬ.
2. Начертите таблицу изменения заднеязычных согласных по I, II? III палатализации. Укажите причину изменения согласных, результат, время изменения.
3. Для слова, возникшего в результате переходного смягчения, подберите проверочное слово с исконным заднеязычным согласным из русского языка. Укажите причину изменения согласного, результат, время изменения.
нач#ти, польза, рече, шедъ, áh жа тè, вразè, вú» ãðhñh, кън#зь, нàрицaтè, оó÷енèцè.
|
|
4. Изучив таблицупереходного смягчения согласных перед йотом (с. 26 практикума по старославянскому языку Моисеевой Л.И.), напишите старославянские соответствия данным праславянским формам.
5. Почему звуки Д и Т в сочетании с йотом давали различные результаты в разных группах славянских языков?
6. Выполните упр.№ 70, с. 40–41, сб. МГЗПИ. подбирая проверочные слова из русского языка у данным старославянским формам установите происхождение мягких согласных.
7. Выполните упр. № 71, с. 41, сб. МГЗПИ. Установите условие, при котором осуществилось смягчение заднеязычных согласных: перед гласным переднего ряда или перед йотом.
Литература
1. Иванова, Т.А. Старославянский язык. С. 89–103.
2. Кондрашов. Н.А. Сборник упражнений по старославянскому языку и методические указания к их выполнению.
3. Моисеева, Л.И. Практикум по старославянскому языку.
Лабораторное занятие 5
Чтение и анализ текста
1. Прочитать и перевести текст № 8 из практикума по старославянскому языку Моисеевой Л. И., с. 59.
2. Выполнить задания:
2.1. по графике
а) Укажите, какие звуки обозначали буквы ú, ü, h, #, @, \, >?
б) Почему имелись две разновидности букв: å и ~, @ и \, # и >, a и "?
в) Как называется знак ~, стоящий над некоторыми словами этого текста? Прочитайте эти слова.
2.2. по фонетике
а) Из верхних пяти строк выпишите слова с редуцированными Ъ и Ь. Обозначьте их позиции.
б) Выпишите из текста 5 слов, в которых гласные Ы, И в одних случаях выступали как гласные полного образования, а в других – редуцированные.
в) Выпишите из текста слова, в которых произошло явление I, II, III палатализации, объясните причину переходного смягчения.
|
|
г) Найдите в тексте слова, в которых произошло смягчение согласных под влиянием йота.
д) Выпишите из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-, -ла-, -рh-, -лh-. Запишите к ним древнерусские соответствия с полногласными сочетаниями. Восстановите праславянскую форму этих слов.
е) Объясните чередование звуков в корне слов: пhни~ – пo~тъ, начинати – нач#ñ#.
ж) Объясните происхождение h в словах текста:
на странh, съгрhшихъ, мънозhхъ, на нозh, чловhкъ, пhни~.
Литература
1. Моисеева, Л.И. Практикум по старославянскому языку. С. 59–60.
Лабораторное занятие 6
Имя существительное. Местоимение. Имя прилагательное
1. Выполните контрольное задание по теме «Имя существительное», вариант 1, с. 38 практикума.
2. Выясните, выражена ли категория одушевленности в примерах:
посъла рабы сво> къ дhлателемъ; посъла къ ним сынъ свои; дhлателе егда qзьрhш# сынъ реш#...
3. Определите, правильно ли употреблены буквы Ъ и Ь на конце имен существительных:
îïëîòîìú; посъла къ дhлателеìú; ãîñïîäèíü.
4. Выпишите из предложений этого варианта местоимения и сделайте морфологический разбор их.
5. Выпишите из текста № 2, с. 54 практикума все прилагательные и сделайте морфологический разбор их.
Литература
1. Иванова, Т.А. Старославянский язык. С. 120–156.
2. Моисеева, Л.И. Практикум по старославянскому языку. С. 54.
Лабораторное занятие 7
Глагол
1. Составьте таблицу времен глагола (с примерами).
2. Выполните контрольное задание по теме «глагол», вариант № 1, с. 52 практикума.
Литература
1. Иванова, Т.А. Старославянский язык. С. 164–190.
2. Моисеева, Л.И. Практикум по старославянскому языку. С. 52.
Лабораторное занятие 8
Причастие
1. Образуйте причастия действительного и страдательного залога настоящего и прошедшего времени в И.п. ед.ч.: м.р., ж.р., ср. от глаголов везти, читати.
2. Образуйте полные причастия от форм: вhçú, âèähíú, îähòú.
3. Просклоняйте причастия ведомъ, ведомыи во всех формах чисел.
4. Из текста № 2, с. 54 практикума выпишите причастия, сделайте морфологический разбор их.
Литература
1. Иванова, Т.А. Старославянский язык. – С. 190–195.
2. Моисеева, Л.И. Практикум по старославянскому языку. – С. 54.
3. Средства контроля
3.1. Рейтинг-контроль
3.1.1. Технологическая карта дисциплины
Наименование дисциплины/курса | Уровень/ступень образования (бакалавриат, магистратура) | Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С) | Количество часов |
Старославянский язык | Специалист | А | |
Смежные дисциплины по учебному плану | |||
Предшествующие: теория языка, введение в языкознание, латинский язык. | |||
Последующие: история русского языка, историческая грамматика, русская диалектология, современный русский литературный язык. | |||
3.1.2. Модульная технологическая карта дисциплины
Входной МОДУЛЬ – 5% (проверка «остаточных» знаний по ранее изученным смежным дисциплинам) | |||
Форма работы | Количество баллов 5 | ||
min | max | ||
Контрольная работа | |||
Итого |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1 – 20% | |||
Форма работы | Количество баллов 20 | ||
min | max | ||
Текущий контроль | Реферат о возникновении старославянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия. | ||
Конспект «Древние памятники старославянской письменности». | |||
Домашние упражнения (по планам занятий) | |||
Промежуточный рейтинг-контроль | Тестирование | ||
Итого | |||
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2 – 25% | |||
Форма работы* | Количество баллов 25 | ||
min | Max | ||
Текущий контроль | Индивидуальное домашнее задание | ||
Термины | |||
Анализ текста «Притча о блудном сыне» | |||
Промежуточный рейтинг-контроль | Контрольная работа | ||
Итого |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 3 – 20% | |||
Форма работы* | Количество баллов 20 | ||
min | max | ||
Текущий контроль | Индивидуальные домашние задания | ||
Лабораторные работы | |||
Промежуточный рейтинг-контроль | Тестирование | ||
Итого | |||
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 4 – 15% | |||
Форма работы* | Количество баллов 15 | ||
min | Max | ||
Текущий контроль | Анализ текста | ||
Промежуточный рейтинг-контроль | Контрольная работа | ||
Итого | |||
Итоговый модуль – 15% | |||
Содержание | Форма работы* | Количество баллов 15 | |
min | Max | ||
Индивидуальные домашние задания | |||
Тестирование | |||
Итого |
Итого | ||
Общее количество баллов по дисциплине (по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного модуля) | min | Max |
Ф.И.О. преподавателя Моисеева Л.И.
|
|
Утверждено на заседании кафедры «___»_____________200__г. Протокол №_____
Зам. зав. кафедрой________________________
3.2. Контрольно-измерительные материалы
3.2.1. Задания для контрольных работ