Дом, шел, сон, мох, весь, ложь, год, рот, нога, краток, младенец

4. Чтение и анализ текста № 4 из практикума по старославянскому языку Моисеевой Л.И., с. 56.

Литература

1. Иванова, Т.А. Старославянский язык. С. 65–75

2. Моисеева, Л.И. Практикум по старославянскому языку.

Лабораторное занятие 4
Переходные смягчения заднеязычных согласных
Судьба сочетаний согласных с «йотом»

1. Разделите слова на слоги. Докажите, что их структура соответствует принципу слогового сингармонизма. Укажите примеры, где этот принцип нарушен, объясните почему.

ГЫБеЛЬ, КЪН#ЗЬ, КЪТО, ЧЬТО, КРНЧАТН, НА ÍÎÇh, ÃÎñÒÜ, ñТРЛНА, ВЪ СÒÐÀнh, КОНЬ.

2. Начертите таблицу изменения заднеязычных согласных по I, II? III палатализации. Укажите причину изменения согласных, результат, время изменения.

3. Для слова, возникшего в результате переходного смягчения, подберите проверочное слово с исконным заднеязычным согласным из русского языка. Укажите причину изменения согласного, результат, время изменения.

нач#ти, польза, рече, шедъ, áh жа тè, вразè, вú» ãðhñh, кън#зь, нàрицaтè, оó÷енèцè.

4. Изучив таблицупереходного смягчения согласных перед йотом (с. 26 практикума по старославянскому языку Моисеевой Л.И.), напишите старославянские соответствия данным праславянским формам.

5. Почему звуки Д и Т в сочетании с йотом давали различные результаты в разных группах славянских языков?

6. Выполните упр.№ 70, с. 40–41, сб. МГЗПИ. подбирая проверочные слова из русского языка у данным старославянским формам установите происхождение мягких согласных.

7. Выполните упр. № 71, с. 41, сб. МГЗПИ. Установите условие, при котором осуществилось смягчение заднеязычных согласных: перед гласным переднего ряда или перед йотом.

Литература

1. Иванова, Т.А. Старославянский язык. С. 89–103.

2. Кондрашов. Н.А. Сборник упражнений по старославянскому языку и методические указания к их выполнению.

3. Моисеева, Л.И. Практикум по старославянскому языку.

Лабораторное занятие 5
Чтение и анализ текста

1. Прочитать и перевести текст № 8 из практикума по старославянскому языку Моисеевой Л. И., с. 59.

2. Выполнить задания:

2.1. по графике

а) Укажите, какие звуки обозначали буквы ú, ü, h, #, @, \, >?

б) Почему имелись две разновидности букв: å и ~, @ и \, # и >, a и "?

в) Как называется знак ~, стоящий над некоторыми словами этого текста? Прочитайте эти слова.

2.2. по фонетике

а) Из верхних пяти строк выпишите слова с редуцированными Ъ и Ь. Обозначьте их позиции.

б) Выпишите из текста 5 слов, в которых гласные Ы, И в одних случаях выступали как гласные полного образования, а в других – редуцированные.

в) Выпишите из текста слова, в которых произошло явление I, II, III палатализации, объясните причину переходного смягчения.

г) Найдите в тексте слова, в которых произошло смягчение согласных под влиянием йота.

д) Выпишите из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-, -ла-, -рh-, -лh-. Запишите к ним древнерусские соответствия с полногласными сочетаниями. Восстановите праславянскую форму этих слов.

е) Объясните чередование звуков в корне слов: пhни~ – пo~тъ, начинати – нач#ñ#.

ж) Объясните происхождение h в словах текста:

на странh, съгрhшихъ, мънозhхъ, на нозh, чловhкъ, пhни~.

Литература

1. Моисеева, Л.И. Практикум по старославянскому языку. С. 59–60.

Лабораторное занятие 6
Имя существительное. Местоимение. Имя прилагательное

1. Выполните контрольное задание по теме «Имя существительное», вариант 1, с. 38 практикума.

2. Выясните, выражена ли категория одушевленности в примерах:

посъла рабы сво> къ дhлателемъ; посъла къ ним сынъ свои; дhлателе егда qзьрhш# сынъ реш#...

3. Определите, правильно ли употреблены буквы Ъ и Ь на конце имен существительных:

îïëîòîìú; посъла къ дhлателеìú; ãîñïîäèíü.

4. Выпишите из предложений этого варианта местоимения и сделайте морфологический разбор их.

5. Выпишите из текста № 2, с. 54 практикума все прилагательные и сделайте морфологический разбор их.

Литература

1. Иванова, Т.А. Старославянский язык. С. 120–156.

2. Моисеева, Л.И. Практикум по старославянскому языку. С. 54.

Лабораторное занятие 7
Глагол

1. Составьте таблицу времен глагола (с примерами).

2. Выполните контрольное задание по теме «глагол», вариант № 1, с. 52 практикума.

Литература

1. Иванова, Т.А. Старославянский язык. С. 164–190.

2. Моисеева, Л.И. Практикум по старославянскому языку. С. 52.

Лабораторное занятие 8
Причастие

1. Образуйте причастия действительного и страдательного залога настоящего и прошедшего времени в И.п. ед.ч.: м.р., ж.р., ср. от глаголов везти, читати.

2. Образуйте полные причастия от форм: вhçú, âèähíú, îähòú.

3. Просклоняйте причастия ведомъ, ведомыи во всех формах чисел.

4. Из текста № 2, с. 54 практикума выпишите причастия, сделайте морфологический разбор их.

Литература

1. Иванова, Т.А. Старославянский язык. – С. 190–195.

2. Моисеева, Л.И. Практикум по старославянскому языку. – С. 54.

3. Средства контроля

3.1. Рейтинг-контроль

3.1.1. Технологическая карта дисциплины

Наименование дисциплины/курса Уровень/ступень образования (бакалавриат, магистратура) Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С) Количество часов
Старославянский язык Специалист А  
Смежные дисциплины по учебному плану
Предшествующие: теория языка, введение в языкознание, латинский язык.
 
Последующие: история русского языка, историческая грамматика, русская диалектология, современный русский литературный язык.
 

3.1.2. Модульная технологическая карта дисциплины

Входной МОДУЛЬ – 5% (проверка «остаточных» знаний по ранее изученным смежным дисциплинам)
  Форма работы Количество баллов 5
min max
  Контрольная работа    
Итого    
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1 – 20%
  Форма работы Количество баллов 20
min max
Текущий контроль Реферат о возникновении старославянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия.    
  Конспект «Древние памятники старославянской письменности».    
  Домашние упражнения (по планам занятий)    
Промежуточный рейтинг-контроль Тестирование    
Итого    
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2 – 25%
  Форма работы* Количество баллов 25
min Max
Текущий контроль Индивидуальное домашнее задание    
  Термины    
  Анализ текста «Притча о блудном сыне»    
Промежуточный рейтинг-контроль Контрольная работа    
Итого    
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 3 – 20%
  Форма работы* Количество баллов 20
min max
Текущий контроль Индивидуальные домашние задания    
  Лабораторные работы    
Промежуточный рейтинг-контроль Тестирование    
Итого    
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 4 – 15%
  Форма работы* Количество баллов 15
min Max
Текущий контроль Анализ текста    
Промежуточный рейтинг-контроль Контрольная работа    
Итого    
Итоговый модуль – 15%
Содержание Форма работы* Количество баллов 15
min Max
  Индивидуальные домашние задания    
  Тестирование    
Итого    
Итого    
     
Общее количество баллов по дисциплине (по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного модуля) min Max
   

Ф.И.О. преподавателя Моисеева Л.И.

Утверждено на заседании кафедры «___»_____________200__г. Протокол №_____

Зам. зав. кафедрой________________________

3.2. Контрольно-измерительные материалы

3.2.1. Задания для контрольных работ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: