Способность шлюпки возвращаться из наклонного положения в первоначальное нормальное по прекращении действия сил, вызвавших это наклонение, называется остойчивостью. Рассмотрим, как возникает восстанавливающий момент при крене шлюпки.
Когда шлюпка не имеет крена, на нее действуют две силы — сила веса и сила поддержания воды (рис 8,а). Для наглядности каждую из этих сил представим в виде равнодействующей. Пусть равнодействующая всех сил веса G. Она приложена в центре тяжести ЦТ. Эта точка занимает неизменное положение в шлюпке, если не происходит перемещения грузов. Равнодействующая сил поддержания воды Δ приложена в центре величины ЦВ, т. е. в точке, являющейся центром тяжести объема вытесненной шлюпкой воды. Обе силы (G и Δ) равны и действуют противоположно по одной вертикали, не создавая момента сил.
Но вот шлюпка накренилась (рис 8,б). Теперь ЦВ переместился в сторону крена, так как на этом борту увеличился объем вытесненной воды, а на другом борту уменьшился.
Проследим, как теперь действуют сила веса и сила поддержания.
|
|
Они не изменились по значению. Сила G по-прежнему приложена в диаметральной плоскости и действует по вертикали вниз. Но сила Δ вышла из диаметральной плоскости и, действуя вертикально вверх, образовала с силой G пару сил с плечом ι. На рисунке видно, что эта пара сил выпрямляет шлюпку, т. е. создает восстанавливающий момент, действующий против крена. Расстояние между силами по горизонтали (плечо ι) увеличивается при увеличении крена и исчезает, когда шлюпка выпрямляется.
Рис 8. Возникновение восстанавливающего момента при крене.
Численное значение восстанавливающего момента
М = Gι
Пользоваться величиной ι неудобно, так как она непостоянна. Лучше принять величину h, которая почти неизменна при небольших углах крена.
Эта величина называется метацентрической высотой. Она измеряется расстоянием между центром тяжести ЦТ и метацентром m. Положение метацентра определяется на пересечении линий действия силы Δ с диаметральной плоскостью.
Зная угол крена Θ, можно определить зависимость между ι и h:
ι = hsinΘ
Используем ее при определении восстанавливающего момента:
М = GhsinΘ
Остойчивость шлюпки можно увеличить за счет увеличения метацентрической высоты. Для этого нужно пересадить людей с банок на рыбины. Центр тяжести переместится вниз, и расстояние между ЦТ и m возрастет. Численное значение метацентрической высоты на шлюпках составляет примерно 0,5 м.
Перемещение людей в шлюпке в сторону, противоположную крену, также увеличивает восстанавливающий момент.
При возрастании крена восстанавливающий момент становится больше. Когда же надводный борт начнет погружаться в воду, восстанавливающий момент не увеличивается. Более того, поступающая вовнутрь корпуса вода переместит ЦТ из диаметральной плоскости в сторону крена, и шлюпка опрокинется.
|
|
Большой крен может возникнуть при движении шлюпки под парусами. Вероятность опрокидывания шлюпки без парусов, даже при большом волнении, гораздо меньше. Полные обводы спасательной шлюпки позволяют ей восходить на большие волны с небольшим креном.
Продольная остойчивость значительно больше поперечной. Величина восстанавливающегося момента при продольном наклонении шлюпки определяется тем же методом, что и при крене.