Парусное вооружение шестивесельного ЯЛа

Шестивесельный ЯЛ имеет одномачтовое рейковое разрезное парусное вооружение, которое применяется на всех шлюпках, кроме спасательных и баркасов.

Основные части парусного вооружения:

- рангоут (мачта и реек);

- паруса (фок и кливер);

- стоячий такелаж (снасти для поддержания рангоута);

- бегучий такелаж (снасти для подъема и управления парусами).

Рейковое разрезное парусное вооружение может быть одномачтовым (на шестерках, четверках и вельботе) и двухмачтовым (на катерах).

При одномачтовом вооружении парус называется разрезным фоком и состоит из двух парусов – фока (рис 3А; рис 4.16) и кливера (рис 3Б; рис 4.17), укрепленных на общей рейке.

Мачта (рис 4.1) служит опорой для парусов. Нижний конец мачты оковывается железом и называется шпорой (рис 4.2), а верхний конец – топом (рис 4.3), на который насаживается и закреплен шурупами бугель с обухами для крепления вант (рис 4.4).

Ниже бугеля имеется сквозное отверстие, в которое помещен шкив (рис 4.6), через него пропущен ходовой конец фока-фала (рис 4.7), который служит для подъема рейка с парусом. Конец фала крепится к обуху ракс-бугеля (рис 4.8), а ходовой пропускается через шкив в мачте и крепится за нагель. Ракс-бугель служит для удержания рейка с парусом у мачты.

Мачта шпором устанавливается в степс и крепится наметкой к банке шлюпки.

Выше банки сечение мачты круглое с постепенным уменьшением диаметра по высоте. Наибольшая толщина мачты в районе наметки. Выше наметки на мачте укреплен бугель с гаком для осаживания и крепления фока-галса. Он называется галсовый гак (рис 4.9).

Ванты (рис 4.11) изготавливают из растительного или стального троса. Верхние и нижние концы вант имеют заделанные концы – металлические кольца с желобками. Верхние концы крепятся к бугелю, а к нижним коушам вант крепятся штерты (рис 4.12) – концы линя, служащие тросовыми талрепами (рис 4.13) для обтягивания и крепления вант к вант-путенсам (рис 4.10).

Паруса со всех сторон окантовываются ликтросом (рис 3.15).

Кромки парусов называются шкаторинами (передняя, задняя, верхняя, нижняя) (рис 3.1, 3.2, 3.3, 3.4). При окантовке шкаторин ликтросом в нижних углах парусов заделываются кренгельсы с коушами (рис 3.14).

Рис 3. Парус ЯЛа (разрезной фок) (по М.М. Копп, 1988):

А – фок; Б – кливер; 1 – передняя шкаторина; 2 – задняя шкаторина; 3 – верхняя шкаторина; 4 – нижняя шкаторина; 5 – шкотовый угол фока; 6 – шкотовый угол кливера; 7 – галсовый угол фока; 8 – галсовый угол кливера; 9 – бензельные углы; 10 – задний нок-бензельный угол; 11 – передний нок-бензельный угол; 12 – люверсы; 13 – риф-штерты; 14 – кренгельсы; 15 – ликтрос; 16 – третная стропка; 17 – банты; 18 – боуты; 19 – слаблинь; 20 – флаг; 21 – флюгарка.

Флаг шлюпки носят по принадлежности: ВМФ или Государственный. Флюгарка соответствует знаку, присвоенному судну, клубу или спортивному обществу.

В кренгельсы галсовых углов вделываются галсы, кливер-галс (рис 4.21) и фока-галс (рис 4.20). Кливер-галс крепится к гаку у форштевня, а фока-галс к гаку на мачте выше наметки. Они обтягивают и крепят галсовые углы паруса.

Каждый угол паруса имеет название:

- верхний передний у кливера - передний нок-бензельный угол (рис 3.11);

- верхний задний у фока - задний нок-бензельный угол (рис 3.10);

Рис 4. Предметы парусного вооружения (по М.М. Копп, 1988):

Рангоут (мачта, реек); Стоячий такелаж (ванты);

Бегучий такелаж (фалы, галсы, шкоты); Прочие специальные предметы.

1 – мачта; 2 – шпор мачты; 3 – топ мачты; 4 – бугель с обухами для вант; 5 – обух на бугеле; 6 – шкиф для фала; 7 – фал; 8 – ракс-бугель; 9 – галсовый гак; 10 – вант-путенс; 11 – ванта; 12 – штерт; 13 – тросовый талреп; 14 – шкала; 15 - реек; 16 – фок; 17 - кливер; 18 – третная стропка; 19 – слаблинь; 20 – фока-галс; 21 – кливер-галс; 22 – фока-шкоты; 23 – кливер-шкоты; 24 прямой румпель; 25 – рангоутный чехол; 26 – погон; 27 – номер на парусе.

- верхний задний у кливера и верхний передний у фока - бензельные углы (рис 3.9);

- нижний передний кливера - галсовый угол кливера (рис 3.8);

- нижний передний фока - галсовый угол фока (рис 3.7);

- нижний задний кливера - шкотовый угол кливера (рис 3.6);

- нижний задний фока - шкотовый угол фока (рис 3.5).

По всей длине верхней шкаторины фока и кливера пробиты отверстия – люверсы (рис 3.12), окованные латунью. Через люверсы верхних углов паруса вяжутся полубензели, которыми парус растягивается по рейку, а через остальные отверстия люверсов пройдет слаблинь (рис 3.19; рис 4.19), удерживающий парус и рейку по всей длине верхней шкаторины.

При шквалистом ветре, чтобы уменьшить площадь парусов, их оборудуют риф-штертами (рис 3.13), которые крепят к парусу при помощи узлов с обеих сторон.

Углы парусов испытывают наибольшее натяжение, поэтому дополнительно укреплены кусками парусины – бантами (рис 3.17) и полосами из парусины – боутами (рис 3.18), нашитыми с двух сторон паруса.

В кренгельсы шкотовых углов вделываются шкоты: кливер-шкот (рис 4.23) и фока-шкот (рис 4.22), являющиеся главными снастями для управления парусами.

Фока-шкоты разносятся по бортам и пропускаются через фасонные обушки, закрепленные на планшире около заспинной доски. Кливер-шкоты обносятся снаружи вант.

Паруса верхней шкаториной крепятся к рейку (рис 4.15), имеющему в верхней части накладку для усиления крепости, которая называется шкалой (рис 4.14). Реек соединяется со шкалой при помощи бензелей. На расстоянии одной трети длины рейка от переднего нока к рейку крепится третная стропка (рис 3.16; рис 4.18) из гибкого стального троса, при помощи которой реек с парусом поднимается на мачту.

К задней шкаторине фока вверху крепится присвоенный шлюпке флаг (рис 3.20), а ниже флюгарка (рис 3.21).

В заднем нок-бензельном углу с двух сторон нашиваются четырехугольные куски парусины с цифровым позывным номером шлюпки (рис 4.27) черного цвета.

Рангоутный чехол (рис 4.25) изготавливается из парусины и служит для хранения паруса с рейком, галсами и шкотами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: