Весло и его устройство

В военно-морской энциклопедии термин «гребля» имеет следующее определение: «гребля –процесс работы гребцов веслами для передвижения гребного судна (шлюпки) по воде. Способ гребли зависит от типа весел и судна (шлюпки). На морских шлюпках гребец, сидя на банке, работает, как правило, одним веслом в заданном темпе, равняясь по загребному».

Весло – простейший движитель гребного судна, приводимый в действие мускульной энергией человека; изготавливается из дерева, полимер, материалов или легкого металла. Весла бывают вальковые, распашные (безвальковые), парные, одно- и двухлопастные гребки.

Вальковые весла применяют на ЯЛах, где на одной банке сидят 2 гребца; распашные весла — на вельботах, где на банке сидит 1 гребец, работающий одним веслом и парные весла — на небольших лодках, когда гребец работает 2 веслами. Двухлопастные весла-гребки применяют на байдарках, причем лопасти развернуты относительно друг друга на 90°. На веретено гребка надевают резиновые манжеты, препятствующие стеканию воды с лопастей на руки гребца. Однолопастные гребки применяют на каноэи в качестве резервного движителя — на мотолодках и яхтах.

Вальковое весло состоит из лопасти, с помощью которой создается упор. Лопасть переходит в веретено, которое имеет 1/2 общей длины, утолщение (валек), оканчивающееся рукоятью. Тонкий конец лопасти оковывается металлической полосой, иногда вся лопасть оклеивается стеклопластиком или делается из пластика типа полиэтилена. Веретено защищается от истирания в уключине,манжетой из тонкой латуни, кожи или полиэтилена и может иметь буртик для удержания весла в уключине. Валек уравновешивает весло относительно уключины. Для этой же цели служит свинец, который заливают в отверстия, просверленные в вальке.

Рис. 10. Устройство валькового весла:

1 - рукоять; 2 - валек; 3 – свинцовая пробка; 4 – кожаная манжетка; 5 - веретено; 6 - лопасть; 7 – металлическая оковка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: