Предметы снабжения ЯЛа и их типовое расположение на шлюпке

Предметы необходимые для эксплуатации шлюпки показаны на рис 5, 6.

Фонарь трехцветный - обеспечивает безопасность плавания шлюпки в темное время суток. Источником света служит керосиновая или масляная лампа. Фонарь надевается двумя скобками на кронштейн специальной фонарной стойки, устанавливаемой в носу шлюпки.

Ответный вымпел - трапеция и дальний красный флаг с белым кружком посередине на деревянном штоке. Вместе с двумя красными семафорными флажками служит для подачи сигналов.

Киса - парусиновый мешок, в котором хранятся мотки ниток и линя игла, куски парусины, такелажный нож и свайка, необходимые для работы с тросами. В кисе хранятся также запасная уключина, воронка, ответный вымпел и семафорные флажки.

Военно-морской флаг сделан из специальной шерстяной ткани. Флагшток - из дерева.

Мат шпигованный изготавливается из пеньки или манильского троса. Служит для вытирания ног.

Парусиновое ведро и деревянная лейка предназначены для удаления воды из шлюпки.

Гоночный номер - фанерная доска размером 40x40 см на деревянном штоке длиной 130см. На черном фоне доски с обеих сторон нанесен белой краской номер шлюпки.

Шлюпочный чехол изготовлен из специальной парусины, скроен по обводам шлюпки и имеет в носовой и кормовой части разрезы, а по бортам пришиты куски парусины (ушки). Чехол кладется на леер и с помощью штертов обтягивается и крепится к шлюпке.

Топор служит для ремонта корпуса и предметов снабжения шлюпки.

Компас шлюпочный служит для удержания шлюпки на курсе при движении в тумане, ночью или вне видимости берегов.

Нагель - металлический стержень с рукояткой. На ЯЛе два нагеля - один служит для крепления наметки, другой - для фала.

Анкерок - дубовый бочонок емкостью 25 литров. Предназначается для хранения пресной воды. К пробке анкерка снизу прикреплен на цепочке ковшик. На ЯЛе два анкерка.

Фонарь белый аккумуляторный обеспечивает безопасность плавания.

Румпель - рычаг для перекладки руля. При управлении шлюпкой на веслах используется изогнутый румпель, под парусами прямой.

Пробка с резьбой закрывает отверстие в днище шлюпки. Цепочкой пробка крепится к кильсону.

Якорный канат - пеньковый смоленый трос.

Воронка служит для наполнения анкерков водой.

Сорлинь с кнопом служит для удерживания руля.

Нагрудник спасательный пробковый изготовлен из двух слоев парусины и пробки. Может быть заменен спасательным жилетом. Количество соответствует численности команды.

Якорь служит для удержания шлюпки на месте. Масса якоря 20 кг. Имеет две лапы, веретено, укладывающийся шток и скобу.

Опорный крюк - металлический крюк на деревянном штоке для задержки шлюпки при швартовке и отталкивании при отходе. На шлюпке 2 крюка: один длиной 2,5 м, другой - 1,5 м.

Весло изготавливается из ясеня, бука и клееной сосны. Части весла: рукоять, валек, веретено, лопасть с латунной оковкой. Для защиты от намокания и растрескивания весло покрыто олифой. Место упора весла в уключине обшито кожей.

Уключина - металлическая развилка для упора весел при гребле. Шесть уключин вставляются в отверстия на подуключинах и крепятся штертами к подлегарсам или шпангоутам.

Кранец мягкий предохраняет борт от повреждения при шварто­вке. Всего их четыре (по два на борт).

Фалинь - носовой и кормовой беленый растительный трос. Носовой фалинь ввязывается в рым форштевня, кормовой - в рым ахтерштевня.

Штормовое платье - куртка, брюки и головной убор.

Рангоут с парусом в чехле хранится вместе с парусом на банках в диаметральной плоскости шлюпки, а при постановке парусов - на кормовом решетчатом люке.

Рис 5. Перечень предметов для шлюпки (по В.И. Шатрову, 1998):

1 - фонарь трехцветный; 2 - фонарная стойка с кронштейном; 3 - флажки сигнальные с ответным вымпелом в чехле; 4 - киса; 5 - кормовой флаг в чехле; 6 - мат шпигованный; 7 - ведро парусиновое; 8 - лейка; 9 - гоночный номер; 10 - парусиновый чехол со шлюпочной сигнальной книгой; 11 - свайка; 12 - топор со штертом; 13 - компас 77-мм шлюпочный; 14 - нагель; 15-анкерок; 16 - фонарь аккумуляторный; 17 - нож со свайкой; 18 - румпель прямой; 19 - румпель изогнутый; 20 - якорный канат (дректов); 21-воронка; 22 - сорлинь с кнопом для руля; 23 - нагрудник спасательный пробковый; 24 - якорь адмиралтейский; 25 - отпорный крюк короткий со штертом; 26 - отпорный крюк длинный со штертом; 27 - весло; 2(8 - уключина со штертом; 29 - кранец мягкий; 30 - фалинь носовой; 31-фалинь кормовой; 32 - штормовое платье; 33 - рангоут с парусом в чехле.

Рис. 6. Типовое расположение предметов на шлюпке (по М.М. Копп, 1988).

1 — мачта; 2 — паруса с рейком в чехле; 3 — якорь (дрек); 4 — руль; 5 — ящик для ком­паса; 6 — анкерок емкостью 25 л; 7 — ведро парусиновое; 8 — фонарь трехцветный; 9 — фо­нарь переносной аккумуляторный; 10 — весло вальковое; 11 — крюк отпорный, L = 2500; 12 — крюк отпорный, L = 1500; 13 — лейка; 14—киса; 15 —топор; 16 — воронка; 17 —кра­нец мягкий; 18 — мат шпигованный; 19 —флагшток с флагом; 20 — дректов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: