В далекие времена каждый капитан был сам себе и «гидрометеорологической службой» и «всемирной службой погоды». И чем точнее он умел ее предсказывать, тем более высокой оказывалась готовность экипажа к встрече с надвигающимися штормами, шквалами, с осадками или другими «подарками» погоды.
В. Дыгало. Откуда и что на флоте пошло
Состояние погоды — видимость, направление и сила ветра, волны и вызываемые ими течения оказывают на все дела мореплавания огромное влияние.
По ветру и состоянию поверхности моря определяют возможность и безопасность плавания. Каждый курсант шлюпки должен знать приметы, указывающие на близость изменения погоды, и уметь следить за штормовыми сигналами на мачте в порту или на метеостанции (см. приложение 1), мимо которой проходит шлюпка.
Курсанты так же должны уметь различать облака, знать их связь с погодой и переменой ветра.
Высокие перистые облака (7—11 км) и слоистые (7—9 км) не несут быстрых изменений ветра.
Кучевые облака (1,5—2 км) имеют разнообразную форму. В ясный день они похожи на вату: под такими облаками ветер всегда немного свежеет, не меняя своего направления. Кучевые облака предвещают хорошую погоду.
|
|
Более низкие (0,5—1,5 км) темно-серые облака, типа кучевых, являются дождевыми. Они нередко несут перемену ветра и дождь. Низкая быстродвижущаяся туча с резко очерченным контуром предвещает приближение шквала.
Если небо утром ясно, а после 10—11 часов появляются отдельные закругленные кучевые облака, увеличивающиеся после полудня, то весьма вероятен штиль. Облака, сгущающиеся к вечеру, предвещают перемену и ухудшение погоды.
Если после восхода солнца поднимается ветер, то обычно он усиливается после полудня и стихает к вечеру.
Не ослабевающий к вечеру и поворачивающий по солнцу ветер может говорить о приближении циклона.
При плавании на шлюпке очень важно уметь использовать дневной и ночной бризы. Дневной бриз дует с моря на берег, так как днем суша нагревается сильнее воды. Ночной бриз дует с берега на море, так как ночью вода теплее суши.
В ниже приведенной таблице дана шкала визуальной оценки ветра.
Табл. 2