Пять обязательных элементов системного анализа:
1. цель;
2. ресурсы;
3. альтернативы;
4. модели;
5. критерии выбора.
Цель – это субъективный образ желаемого состояния объекта.
Два типа целей:
· цель-результат – конкретная, измеримая цель;
· цель-направление – идеальная качественная цель.
Требования к цели:
Конкретность – при определении цели необходима точность отражения ее содержания, объема и времени.
Измеримость – цель должна быть представлена количественно или каким-либо другим способом для оценки степени ее достижения.
Достижимость – цели должны быть реальными, не выходящими за рамки возможностей исполнителей.
Согласованность – цели следует рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи.
Приемлемость – необходимо учитывать потребности, желания, традиции, сложившиеся в обществе ценности.
Гибкость – возможность внесения корректировки по мере происходящих в среде изменений.
Ресурсы принято делить на природные, трудовые (человеческий капитал), капитальные (физический капитал), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые ресурсы (денежный капитал) и временные (сроки реализации, действия др.ресурсов).
Альтернативы -выражается в поиске идей, подходов, предложений и рекомендаций, на множестве которых может формироваться базовый перечень допустимых вариантов решения исходной проблемы, или перечень допустимых альтернатив.
Альтернативы бывают зависимые и независимые.
Независимые – любые действия с которыми (удаления из рассмотрения, выявления в качестве единственно лучшей) не влияет на качество других альтернатив.
При зависимых – оценки одних из них оказывают влияние на качество других.
Модель - образ какого-либо объекта или системы объектов, используемый при определенных условиях в качестве их «заместителя» или «представителя».
Парадоксы в моделировании:
· Модель заведомо проще оригинала;
· Каждая модель создается под конкретную задачу и может быть не применима к решению других, какой бы привлекательной она ни была.
Критерии - любой способ сравнения альтернатив необходимый для выбора и оптимизации путей достижения целей.
Критерии бывают зависимые (связанные друг с другом. Например, цена изделия может быть связана с его качеством) и независимые (не связанные друг с другом).
Критерии должны описывать все важные аспекты цели, но при этом необходимо стремиться к минимизации их количества. Многокритериальность цели усложняет проблему оценки и выбора альтернатив.






