Проблема обмена двух товаров друг на друга

(…)

41. Меновая стоимость – это свойство определенных вещей, состоящее в том, что они не могут быть получены или уступлены бесплатно, а могут быть куплены и проданы, получены и отданы в известной количественной пропорции в обмен на другие вещи. Покупатель одной вещи является продавцом той, что он дает в обмен. Продавец одной вещи является покупателем той, что он получает в обмен. Иными словами, всякий обмен двух вещей одна на другую состоит из двойной продажи и & двойной покупки. (…)

Меновая стоимость, предоставленная самой себе, возникает естественным образом на рынке под воздействием конкуренции. В качестве покупателей обменивающиеся лица предъявляют спрос, постепенно набавляя цену, в качестве продавцов они предлагают, постепенно сбавляя цену, и их состязание приводит таким образом к тому, что определенная меновая стоимость товаров то повышается, то понижается, то остается стационарной. Если конкуренция функционирует более или менее хорошо, то меновая стоимость устанавливается более или менее строгим образом. (…)

43. Мы изучим меновую стоимость, возникающую в условиях конкуренции. Обычно экономисты допускают ошибку, рассматривая ее почти исключительно в том виде, как она формируется в чрезвычайных обстоятельствах. Они нам всегда говорят лишь о бриллиантах, картинах Рафаэля, выступлениях модных теноров и певиц. (...) Но, по нормальной логике, надо идти от общего случая к частному, а не от частного к общему, по примеру физика, который для наблюдения за небом выбрал бы погоду с затянутым тучами небом вместо того, чтобы воспользоваться безоблачной ночью. (…)

44. (…) Чтобы придать нашим наблюдениям научный характер, возьмем два некоторых товара, которыми будут, допустим, овес и пшеница или которые мы обозначим более абстрактно как (А) и (В). Я ставлю буквы А и В в скобки, чтобы не терять из виду, что они представляют собой не количества, единственную категорию, которую можно использовать в уравнениях, а виды, разновидности или, как сказали бы в философских терминах, сущности.

Итак, представим себе рынок, на который приходят, с одной стороны, люди, имеющие товар (А) и желающие отдать часть его, чтобы получить товар (В), а, с другой, люди, имеющие товар (В) и желающие отдать часть его, чтобы получить товар (А). Поскольку для торга нужна исходная база, предположим, что какой-то агент предлагает отдать п единиц (В) за т единиц (А), исходя, например, из курса при закрытии предшествующих торгов и в соответствии с уравнением обмена

mv a = nv b

где v a – меновая стоимость единицы (A), a v b– меновая стоимость единицы (В)…

Называя, как принято, отношения меновых стоимостей или относительные меновые стоимости ценами, обозначая, как принято, с помощью р b, р a цены (В) в единицах (А) и цены (А) в единицах (В), особо обозначая с помощью μ и 1/ μ – частные отношений т/п и п/т, из первого уравнения выводим

а из последних двух уравнений, кроме того, выводим

pb = , pa = .

Таким образом: цены, или отношения меновых стоимостей, равны обратным отношениям обмениваемых количеств товара.

Они обратно пропорциональны друг другу /

Если бы (А) был овсом, а (В) – пшеницей и если бы маклер предложил обменять 5 гектолитров пшеницы на 10 гектолитров овса, то предложенная цена пшеницы, выраженная в овсе, была бы 2, а цена овса, выраженная в пшенице, была бы 1/2. Точно так же, как в акте обмена, о чем мы уже говорили, есть всегда двойная продажа и двойная покупка, точно так же всегда есть и двойная цена. Эта вечная обратная связь является наиболее важным обстоятельством для понимания факта обмена, и применение алгебраических знаков особенно ценно тем, что позволяет выявить ее наиболее явным образом. Впрочем, как мы видим, оно имеет то преимущество, что ведет к четкому и точному формулированию общих теорем. Вот почему мы будем продолжать этим пользоваться.

45. Пусть D a, O a, D b, O b, – действительные спрос и предложение товаров (А) и (В) по соответствующим ценам р a = 1/ μ, р b = μ. Между этими запрашиваемыми и предлагаемыми количествами и ценами имеется существенная связь, на которую надо указать прежде всего.

Действительные спрос и предложение есть, как мы говорили, спрос и предложение определенного количества товара по определенной цене. Сказать, следовательно, что предъявляется спрос на количество D a товара (А) по цене р a; значит сказать ipso facto*, что предлагается количество О b (В), равное D a p a. Таким образом, сказать, например, что предъявляется спрос на 200 гектолитров овса по цене 1/2, выраженной в пшенице, значит сказать тем самым, что предлагается 100 гектолитров пшеницы. Следовательно, в общем виде D a, p a и О bсвязаны уравнением

D b = O a p a

Равным образом можно было бы доказать, что D b, O b, p b, O a D a связаны уравнениями

O a = D b p b,

D a = O b p b,

если бы оба последних уравнения не вытекали к тому же из двух первых и из уравнения р a p b= 1.

Таким образом, действительный спрос или предложение одного товара на другой равны действительному спросу или предложению этого другого товара, помноженному на его цену, выраженную в первом товаре.

Мы видим, что из этих четырех количеств D a, O a, D b, Obимеются два, определяющие два других. Мы будем считать (вплоть до новых разъяснений), что именно предлагаемые количества O b и О a являются результатом запрашиваемых количеств D a и Db, a не запрашиваемые количества – результатом предлагаемых. Действительно, в феномене обмена натурой двух товаров одного на другой спрос должен рассматриваться как главный факт, а предложение – как факт дополнительный. Предложение делается не для того, чтобы предложить, оно делается потому, что нельзя предъявлять спрос, не предлагая; предложение является лишь следствием спроса. Итак, мы удовлетворимся вначале лишь косвенной связью между предложением и ценой и попытаемся найти прямую связь лишь между спросом и ценой. По ценам p a, р b спрос предъявляется на D a, D b, отсюда следует, что предлагается О a= D b p b, O b = D a p a

46. Итак, пусть

D a = a O a

мы должны выдвинуть три гипотезы для случаев, когда а = 1, или а > 1. или а < 1. Но сначала сформулируем соответствующую теорему.

Если мы вставим в предшествующее уравнение оба значения D a и O a, получаемые из уравнений

Da = O b p b

Oa = D b p b

то получаем

O b = a D b

Таким образом, если даны два товара, то отношение действительного спроса на один товар к его действительному предложению равно отношению действительного спроса на другой товар к его действительному предложению.

Эту теорему можно было вывести следующим образом:

D a = O b p b

Db = O a p a

D a D b = O a O b,

или же таким образом:

O a = D b р b

О b = D apa,

O a O b = D a D b;

так или иначе, мы имеем в конечном счете

= = a

Отметим, следовательно, что если действительные спрос и предложение (А) равны, то действительные предложение и спрос (В) будут также равны; если действительный спрос на (А) больше его действительного предложения, то действительное предложение (В) будет в той же пропорции больше действительного спроса на него; если, наконец, действительное предложение (А) больше действительного спроса на него, то действительный спрос на (В) будет в той же пропорции больше его действительного предложения. Таков смысл сформулированной выше теоремы.

47. Теперь предположим, что α = 1; D a = O a, O b = D b, что запрашиваемое количество каждого из двух товаров равно предлагаемому количеству того же товара по соответствующим ценам р a = 1/ μ, р b = μ; каждый покупатель или продавец находит в точности свой эквивалент (contre-partie) у какого-либо продавца или покупателя. Имеется равновесие рынка. По равновесным ценам 1/ μ и количество D a = О a товара (А) обменивается на количество О b = Db, товара (В), и по окончании торгов держатели обоих товаров уходят своей дорогой.

48. Но пусть α ≷1, D aO a, O b≷Db. Как тогда прийти к равенству спроса и предложения каждого из этих двух товаров? (…)

Конечно, надо будет, как всегда, повышать цену р a, (или понижать p b), если D a больше О a или же, напротив, повышать цену p b (или понижать р a), если D b больше O b. Разумеется также, предшествующее рассуждение сохранит силу в том, что касается спроса. Когда цена возрастает, спрос не может увеличиваться, он может лишь уменьшаться. А когда цена падает, спрос не может сокращаться, он может лишь возрастать. Предположим, действительно, что обменивающееся лицо, предлагающее 5 гектолитров пшеницы за 10 гектолитров овса, т.е. предъявляющее спрос на 10 гектолитров овса по цене 0,50, выраженной в пшенице, является держателем 12 гектолитров пшеницы. По этой цене овса в 0,50 к пшенице он мог бы купить 24 гектолитра овса, но его потребность в пшенице вынуждает его ограничиться 10. При цене 0,60 он смог бы купить только 20 гектолитров овса; и мы должны допустить, что его потребность в пшенице вынуждает его ограничиться цифрой самое большее равной, а скорее меньшей 10, которую он мог обменять, когда был богаче. Таким образом, повышение p a, которое будет понижением p b, может только уменьшить D a и увеличить D b; напротив, повышение рb, которое будет понижением p a, может лишь уменьшить D b и увеличить D a. Но что станет с О a и O b? Вот этого и нельзя сказать. О a равно произведению D b на p b. Но если один из двух факторов, рb, уменьшается либо увеличивается, то одним этим другой фактор, Db, увеличивается либо уменьшается. Равным образом O b равно произведению D aна р a. Однако в зависимости оттого, увеличивается либо уменьшается р a, D a уменьшается либо увеличивается в силу одного этого факта. Как же, следовательно, узнать, идем ли мы к равновесию?

Урок 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: