Под этим термином подразумеваются приемы, оставляющие противника без оружия, или приемы, которые ставят его в положение, когда он не может оказать им сопротивление. Так называемые противосуставные действия вызывали боль и заставляли отказаться от сопротивления. Так было в реальной жизни. На сцене же могут быть применены только такие приемы обезоруживания, которые
при внешней эффектности совершенно безопасны для исполнителей и зрителей.
Имеющийся исторический, литературный и гравюрный материал дает представление о ряде приемов обезоруживания в рукопашном бою (рис. 145). В древности и в Средние века недостаточная прочность вооружения приводила к тому, что оружие быстро выходило из употребления. Переход в рукопашную схватку был единственно возможным продолжением боя. Это мог быть бой невооруженного против вооруженного или бой двух разоруженных бойцов.
Начиная с XVI столетия, действия обезоруживания применяются не только при случайной потере оружия. Они становятся одним из средств победы, к ним стремятся в бою, их изучают и тренируют. По ряду старинных руководств удалось восстановить некоторые из этих приемов. Их можно подразделить на четыре группы:
—бой невооруженного с вооруженным;
—приемы с использованием двух видов оружия;
—с использованием невооруженной левой руки;
—с использованием одного оружия без применения левой руки. Схемы этих действий различны, но приемы, сосредоточенные в одной схеме, имеют один и тот же способ воздействия на противника. Изучив прием обезоруживания с помощью шпаги и даги, можно применить его в бою на шпаге и кинжале.