Экзаменационный билет №2

1. Цивилизации — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые вклю­чают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образо­вания и воспитания и т. д.). Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Неповторимость цивили­зации придает духовный фактор — своеобразный склад пси­хической жизни, воплощающийся в особенностях культу­ры, ценностей, норм, обычаев, традиций и т. д. Взаимодей­ствуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо эле­ментов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.
^ Типология цивилизаций. Тип цивилизации — методоло­гическое понятие, используемое для наиболее крупного чле­нения культурно-исторического развития человечества, по­зволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации поло­жены четыре основных критерия: 1) общие фундаменталь­ные черты духовной жизни; 2) общность и взаимозависи­мость историке-политической судьбы и экономического раз­вития; 3) взаимопереплетение культур; 4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив разви­тия. На основе этих критериев вычленяются четыре основ­ных типа цивилизации: 1) природные сообщества; 2) вос­точный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации;4) современный тип цивилизации.
^ Природные сообщества. Это тип непрогрессивйой фор­мы существования, к которому относятся исторические со­общества, живущие в рамках природного годового цикла, в гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, адаптировались к окружающей среде до та­кой степени, которая необходима для поддержания и вос­производства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между челове­ком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, тра­диций, приемов труда, не нарушающих их единства с при­родой. Вся жизнь сообщества подчинена природному цик­лу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни.
Духовная культура, верования, связаны с обожествлени­ем сил природы. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляет­ся через образ - целостную наглядную структуру. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддержи­вается системой запретов — табу. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Влас­тные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование).
^ Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавший­ся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характерны­ми чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая подвиж­ность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизне­деятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социу­ма, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмя­тежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме доспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления выступает принуждение.
^ Западный тип цивилизации (западная цивилиза­ция) — систематическая характеристика особого типа циви-лизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивили­зации, по М. Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и ува­жения к человеческой личности; 3) индивидуализм, уста­новка на автономию личности; 4) рациональность; 5) идеа­лы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилиза­ция на определенном этапе развития приобретает характер техногепной цивилизации.
^ Техногенная цивилизация - исторический этап в раз­витии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в ХV-ХVII вв. и распространившийся по всему земному шару вплоть до кон­ца XX столетия. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчерки­вается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

2. Основные направления внешней политики конца XIX начала XX в

В конце XIX в. приоритеты внешней политики Российской империи по-прежнему были связаны с ее традиционными направлениями; Балканский регион, проблем черноморских проливов, дальневосточный узел противоречий.

Не имея достаточно сил и средств для наступательной политики, Россия стремилась не обострять отношений с европейскими государствами. Соглашением с Австро-Венгрией в мае 1897 г. несколько смягчались противоречия России с ее главным соперником на Балканах, где сохранялся статус - кво.

Нарастание угрозы общеевропейской войны из-за обострения франко-германских и англо-германских противоречий заставило Россию, не готовую к такой войне, выступить инициатором созыва международной конференции по обеспечению мира и прекращению развития вооружений. Первая такая конференция состоялась в мае - июле 1899 г. в Гааге, в ее работе участвовали 26 государств. Конференция приняла конвенции о мирном решении международных споров, о законах и обычаях войны на суше, но по главному вопросу - ограничение гонки вооружений - решения принять не удалось.

Вторая конференция в Гааге собралась в 1907 г. также по инициативе России. В ней участвовало уже 44 державы. Принятые на второй Гаагской конференции 13 конвенций о законах и обычаях войны на суше и на море имели большое значение, а некоторые из них действуют до сих пор.

В 90-е годы XIX в. активность российской внешней политики концентрировалась на Дальнем Востоке, где обострилась борьба великих держав за раздел Китая. Интересы России на Дальнем Востоке сталкивались с интересами Англии, стремившейся расширить свои колониальные владения, и Японии, агрессивная внешняя политика которой оказывала все большее влияние на ситуацию в Восточной Азии.

В 1891 г. Россия начала строительство Транссибирской железнодорожной магистрали протяженностью свыше 7 тыс. км, которой придавалось важное экономическое и стратегическое значение. Программа строительства магистрали предусматривала расширение внешнего российского рынка, превращение России в крупного экспортера капитала, развитие транзитной торговли Запада с Востоком через Россию, а также укрепление дальневосточных границ. Успешное осуществление этих планов возможно было лишь при сохранении дружественных отношений с Китаем, Кореей и Японией.

Но в 1894 г. Япония ввела свои войска в Корею и развязала войну с Китаем. По условиям мирного Симоносекского договора 1895 г. Япония получила огромную контрибуцию, Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур, ряд островов, Китай отказался от протектората над Кореей. Это создало непосредственную угрозу российскому Дальнему Востоку. При поддержке Франции и Германии Россия добилась пересмотра условий Симоносекского договора: японское правительство вынуждено было вернуть Китаю Ляодунский полуостров.

В том же 1895 году Россия предоставила Китаю заем в 150 млн. руб., был учрежден Русско-Китайский банк. В мае 1896 г. в Москве был заключен русско-китайский договор об оборонительном союзе против Японии и о строительстве Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) через Маньчжурию. Строительство велось в 1897-1901 гг. В мае же 1896 г. Россия подписала договор с Японией о совместном протекторате над Кореей и взяла в свои руки руководство ее финансами и подготовку армии. В декабре 1897 г. русская эскадра вошла в Порт-Артур, а в марте 1898 г. был заключен русско-китайский договор об аренде Ляодунского полуострова на 25 лет. Россия получила незамерзающие порты: Далянвань (Дальний) - торговый и Порт-Артур - военный, где началось ускоренное строительство военно-морской базы.

В этот период значительное влияние на дальневосточную политику Николая II стала оказывать группа придворных, настаивавших на необходимости наступательных действий по отношению к Китаю и Японии. Ведущую роль в этой группе, в которую входили великий князь Александр Михайлович, министр императорского двора И.И. Воронцов-Дашков, князь Ф.Ф. Юсупов, М.В. Родзянко, камергер Н.П. Балашев, контр-адмирал A.M. Абаза, играл A.M. Безобразов, по имени которого группа получила название "безобразовской клики". План безобразовцев состоял в создании акционерного общества для строительства дорог и линий связи в Северной Корее. Затем для их защиты предполагалось организовать в Корее русские военные посты и гарнизоны, что в результате должно было привести к аннексии Российской империей этого региона. Несмотря на протесты С.Ю. Витте, Николай II одобрил этот план.

В 1900 г. Россия приняла участие в подавлении восстания в Китае вместе с другими великими державами и ввела свои войска в Маньчжурию под предлогом обеспечения охраны КВЖД. В начавшихся затем сепаратных переговорах с Китаем царская дипломатия условием вывода русских войск ставила предоставление России концессии на строительство и эксплуатацию новой линии КВЖД, а также запрещение держать в Маньчжурии китайские войска. Против подобного соглашения резко выступила Япония, заручившаяся "благожелательным нейтралитетом" Германии, а в 1902 г. - союзным договором с Англией. В результате заключенный 26 марта (7 апреля) 1902 г. русско-китайский договор предусматривал эвакуацию русских войск из Маньчжурии в течение 18 месяцев без упоминания о концессиях и монополиях. В мае 1903 г. безобразовцы добились провозглашения "нового курса" на Дальнем Востоке: было учреждено наместничество во главе с адмиралом Е.И. Алексеевым и с резиденцией в Порт-Артуре, С.Ю. Витте был отправлен в отставку, прекращен вывод русских войск из Маньчжурии.

В июле 1903 г. Япония предложила России проект соглашения по Корее и Маньчжурии, по которому Япония получала исключительные права на Корею, а интересы России в Маньчжурии признавались лишь в области железнодорожного транспорта. Неподготовленность России к войне заставляла царское правительство проявлять уступчивость и предлагать компромиссные решения, но Япония выдвигала все более жесткие требования. В конце декабря 1903 г. она ультимативно потребовала принятия Россией всех условий соглашения, а 24 января, сославшись на медлительность царского правительства с ответом, объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: