Тема 2. Формальные институты и институциональная теория государства

1. Иерархия формальных институтов.

2. Взаимодействие между формальными и неформальными правилами.

3. Государство и неформальные институты.

4. Роль механизмов принуждения к соблюдению правил.

5. Неформальные правила профессиональных сообществ, как источник формальных правил.

Вопрос 1.

Формальные институты возникали по мере превращения первобытных обществ в более сложные общества, при этом происходило движение от неписанных правил к принятию законов, таким образом, происходила формализация правил.

Формальные правила включают политические правила, экономические правила, контракты (договора).

Иерархия формальных правил включает:

- самый высокий уровень – Конституция, которая, по сути, представляет собой правила установления других правил.

- второй уровень – законодательные акты парламента (гражданский кодекс, административный кодекс);

- третий уровень – постановления административных органов, которым государство выделяет соответствующие полномочия;

- четвёртый уровень – законодательные акты местных органов власти;

- основание правил – индивидуальные контракты (договоры).

Чем выше уровень иерархии, тем дороже обходятся изменения этих правил.

Более высокие затраты по изменению формальных правил на более высоких уровнях иерархии обеспечивают определённую стабильность этой структуры.

Политические правила в общем виде формируют политическую структуру общества, правила принятия политических решений, устанавливает способы контроля за выполнением правил и меры наказания за отклонения от этих правил.

Экономические правила определяют права собственности, ограничивают доступ к тем ресурсам, которые находятся в исключительной собственности, определяют права использования собственности, получения доходов, а так же правила распределения этих доходов.

Контракты определяют правила обмена.

Вопрос 2.

Изменение формальных правил связано с определёнными затратами, но неформальные правила меняются ещё сложнее.

Неформальные правила могут играть независимую от формальных правил роль, одни и те же формальные правила, принятые в разных странах, где действуют отличающиеся неформальные правила, приводят к разным результатам. Поэтому при принятии новых формальных правил надо учитывать действующие неформальные правила, и если неформальные правила будут противодействовать формальным, то новые формальные правила не сыграют той роли, которая определялась при их принятии.

С одной стороны принятие формальных правил может способствовать укреплению действия неформальных правил, если общество посчитает, что такие неформальные правила важны для дальнейшего развития общества.

А с другой стороны принятие формальных правил может способствовать ослаблению неформальных правил или вообще их уничтожать (сводить на нет).

Виды взаимодействия формальных и неформальных правил:

1. Формальные правила могут находиться в гармонии с неформальными правилами. Тесная увязка и соответствие формальных правил неформальным нормам поведения способствует эффективному функционированию организации и всей экономике в целом. В этой ситуации принятие формальных правил называется экспрессивной формой, т.к. государство в этом случае заявляет, что принятые в обществе неформальные нормы полезны для общества.

2. Формальные и неформальные правила принуждают людей к разным видам поведения, однако эти правила совместимы и служат достижению одной и той же социальной цели.

3. Формальные и неформальные правила могут быть не согласованны друг с другом, в этом случае люди будут действовать, руководствуясь неформальными правилами. Тогда неформальные и формальные правила действуют как параллельные системы контроля, независимые друг от друга.

4. Формальные правила могут находиться в противоречии с неформальными правилами или находятся с ними в конфликте. В этом случае неформальные правила подталкивают людей к сопротивлению формальным правилам, таким образом, действие формальных правил ослабляются.

Лекция 3.

Вопрос 3.

Формальные и неформальные правила могут играть независимую роль, однако нельзя считать, что государство не может принять неформальные правила и поэтому не должно этого делать.

Принимая правовую форму, государство подаёт сигнал о том поведении, которое оно считает допустимым, что может идти в разрез с обычаями. Если такая политика государства поддерживается обществом, то в обществе может установиться признание другой нормы поведения.

Государство может, как усиливать, так и разрушать формальные правила. Если нормы в значительной степени подвержены влиянию промежуточных норм, то государство должно модифицировать такие нормы, чтобы одни группы не получали дополнительную выгоду за счёт остальных людей, которые не входят в такую промежуточную группу.

Государство и эффективность его формальных правил зависит от неформальных норм, хотя роль неформальных правил может быть не очень заметна.

Политика, проводимая государством, может оказывать разрушающее воздействие на социальные нормы общества и, таким образом, противоречить целям государства в принципе.

Нарушение норм справедливости со стороны государства способно вызвать у человека такую же отрицательную реакцию, которую испытывает человек, когда его кто-либо обманул. В этой ситуации компенсация государством потерь населению при проведении реформ – это способ государства показать, что оно по-прежнему придерживается сотрудничества и доверия, направленного на сохранение социальных стандартов общества, политическую и экономическую систему общества.

Вопрос 4.

Отсутствие работоспособных механизмов принуждения является причиной того, что многие формальные правила в принципе не работают. В отличие от остальных правил, механизмы принуждения труднее поддаются заимствованию, они должны учитывать традиции, менталитет и другие аспекты, сложившиеся в данной стране.

Когда у формальных институтов нет надёжных механизмов контроля и защиты, формальные правила модифицируются в неписаные правила, и именно этими правилами руководствуются для совершения сделки.

Принуждение к соблюдению установленных правил можно определить как достоверную угрозу, заставив выполнять правила.

Принуждение к соблюдению правил – это способность налагать издержки различными методами. Такая способность может не требовать специальной организации.

Участники системы общественного контроля:

Контролёр – любое лицо, которое следит за соблюдением правил.

· Сам человек, который следит за соблюдением тех норм поведения, которые стали его внутренним убеждением, т.е. происходит самоконтроль.

· Лицо, которому при заключении контракта даётся обещание исполнить условие контракта. Вторая сторона следит за исполнением данных ему обещаний, применяя наказание или награду, в зависимости от того, выполняет ли другая (первая) сторона свои обязательства или нет. Контроль третий стороны отличается от контроля, которое осуществляет вторая сторона, тем, что в таком случае действуют правила, на которые контролирующая сторона не давала согласия, а санкции за нарушение принимают люди, которые не участвовали в исходном взаимодействии.

Схема общественного контроля.

1. Кто контролирует соблюдение правил.

- Первая сторона;

- Вторая сторона;

- Третья сторона (сообщества людей, организации, государство).

2. Правила.

- Личная этика;

- Контракты;

- Нормы, действующие в данном сообществе; правила, действующие в организации; законы государства.

3. Наказание.

- Угрызение совести, чувство вины;

- Осуществляет пострадавшая сторона;

- Наказание, осуществляемое сообществом; принуждение самой организации; принуждение со стороны государства.

4. Система контроля.

- Внутренний контроль;

- В рамках контракта контроль осуществляет та сторона, которой дано обещание;

- Информационный контроль (для сообщества); контроль со стороны организации (правила); для государства – правовая система.

Вопрос 5.

В настоящее время распространённой является точка зрения, которая рассматривает социальные нормы, возникающие в процессе длительной культурной революции, как сбалансированные нормы поведения, которые применяются законодательством или используются как инструмент планирования.

Этот подход получил название – структурализм.

В соответствии с этим подходом, задача судов заключается в том, чтобы преобразовать социальные обычаи в правовые нормы, если структура игры, которая породила неформальные правила, приводит к эффективности.

В таком случае под эффективностью понимается максимальное состояние той группы, в которой действует это правило.

Существует 2 способа, с помощью которых социальные нормы могут стать правовыми:

1. Обычное право

2. Прецедентное право

Лекция 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: