Тема 4. Способы экономии транзакционных издержек

1. Издержки поиска информации об альтернативах сделки.

2. Издержки измерения.

3. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов.

4. Издержки контроля за соблюдением контракта и предупреждения оппортунистического поведения.

5. Издержки защиты контракта от 3-ей стороны.

Вопрос 1.

Информация об альтернативных сделках в реальной жизни не является бесплатной. Получение этой информации требует времени, материальных затрат и определённых усилий. Сбор информации может оказаться неэффективным.

Если удаётся сократить сумму, которую мы платим за получение информации, появятся дополнительные возможности для обмена.

Следовательно, люди постоянно стремятся экономить такие транзакционные издержки, создают специальные механизмы, которые позволяют экономить на транзакционных издержках по сбору информации об альтернативах сделки.

Поиск информации о партнёре так же, как и поиск информации о цене, не является бесплатным. Поиск подходящего партнёра, т.е. выяснение его репутации, выяснение его материального положения требует тоже материальных издержек.

К этой категории транзакционных издержек относится создание организованных рынков. К ним же относятся издержки коммуникации между партнёрами.

Издержки по поиску информации об альтернативах сделки несут как продавцы, так и покупатели.

Вопрос 2.

Люди будут совершать обмен только в том случае, если будут считать, что блага, которые они получают, будут иметь для них большую ценность, чем то благо, с которым они расстаются при осуществлении этой сделки.

Для того, чтобы об участнике сделки сложилось такое впечатление, им необходимо произвести измерение характеристик обмениваемых благ. При это некоторые измерения довольно просты, а некоторые изменения достаточно сложны.

Потенциальные ошибки при взвешивании и при определении других характеристик допускают возможность манипуляции со стороны продавца. Это может потребовать от покупателя предосторожность. Меры предосторожности увеличивают транзакционные издержки измерения. Иногда сложность измерения приводит к тому, что отдельные характеристики товара не измеряются и не оцениваются.

Стандартный экономический подход имеет дело только с 2-я характеристиками товара: количество и цена. Предполагается, что в условиях полной информации можно измерить количество и качество товара, а, следовательно, нет необходимости специально рассматривать издержки измерения товаров.

Неоклассический подход в порядке совершенствования стандартного подхода рассматривает товары, отличающиеся качеством, как разные товары, которые продаются на отличающихся рынках, на которых действует свой спрос на эти товары, и поэтому так же нет необходимости выделять специальные затраты, которые измеряют отличающиеся качества товара.

Институциональная экономика считает, что качественные характеристики товаров необходимо специально изучать и измерять. Издержки по измерению этих характеристик оказывают влияние на виды и типы контрактов, организацию рынков, на формирование определённых экономических институтов, а так же выявляют особые направления экономии издержек по заключению таких контрактов.

Лекция 6.

Выделяют 3 типа товаров:

1. Товары, которые оцениваются в ходе исследования – поисковые товары.

2. Товары, которые оцениваются опытным путём – опытные (экспериментальные) товары. Качество таких товаров может быть установлено только в процессе эксплуатации.

3. Товары, качество которых сложно оценить и при покупке и в процессе эксплуатации. Результаты потребления этих товаров могут быть известны через очень продолжительное время или не будут известны вообще. К этому типу товаров может быть распространено навязывание потребителю излишнее потребление этой услуги.

По всем видам товаров сделки осуществляются в условиях неполной информации. Та сторона сделки, которая располагает большей информацией, может получить преимущество при согласовании цены.

Для уменьшения потерь от неполноты этой информации необходимо осуществлять затраты, связанные с поиском информации. В целом, для общества такие затраты не несут полезного эффекта, т.к. не означают производство дополнительных благ или товаров. Поэтому общество заинтересовано создавать институты, которые позволяют сокращать издержки для уменьшения таких затрат и предотвращения избыточных затрат на поиск информации.

Избыточное производство информации имеет место в нескольких случаях:

· Сбор информации осуществляет не та сторона, которая может это сделать более эффективным.

· Происходит дублирование поиска информации, когда поиском информации занимаются обе стороны.

· Информация производится преждевременно, т.е. до того момент, когда она станет необходимой для принятия решений о перераспределении ресурсов.

По этим разным видам информации существуют отличающиеся способы экономии издержек измерения:

1. Гарантии – освобождают покупателя от необходимости тратить время на поиск информации об этом товаре до приобретения или в процессе потребления, т.к. в случае появления незаявленных недостатков продавец должен за свой счёт устранить эти недостатки. Продавец, который продаёт свой товар с гарантией может повысить цену не только на ожидаемые размеры ремонта, но и на некоторую величину, которая компенсирует потребителю затраты на поиск необходимой информации.

2. Контракты с долевым участием – такие контракты используют в тех случаях, когда измерение качества затруднительно для обеих сторон. Двусторонние контракты используются далеко не всегда, т.к. могут возникнуть проблемы со стимулами по сравнению с контрактом с единовременной суммой вознаграждения.

3. Торговая марка – используется тогда, когда трудно провести измерение, как в момент покупки, так и при осуществлении гарантии. Фирменный знак подаёт покупателю сигнал о том, что фирма заботится о своей репутации, осуществляет тщательный контроль за производством, поэтому покупатели могут не искать информацию об этом товаре, а быть уверенными в тех измерениях, которые осуществляет сам производитель.

Вопрос 3.

Стороны должны договориться о цене, количестве и качестве продукции, о времени поставки, форме платежа, о распределении потерь в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Поэтому такие издержки формируются из времени проведения переговоров, потерь от неправильного заключения контрактов, а так же оплата юриста и экспертов.

Поиск необходимой информации для сделки может привести к слишком большим затратам, т.к. уйдёт слишком много времени и будет упущена выгода от самой сделки.

Издержки ведения переговоров могут зависеть и оказывают существенное влияние на выбор способа сделки. Многие крупные предприятия используют контрактную систему при организации производства.

Вопрос 4.

Издержки контроля за соблюдением контракта имеют важное значение для экономики, т.к. являются главным препятствием на пути развития специализации и кооперирования.

Если бы не было надёжных механизмов контроля за соблюдением договоров, стороны не были бы уверены в последствиях и не были бы готовы к тому, чтобы выполнять часть производственного процесса.

Механизмы, которые обеспечивают надёжность выполнения контрактов – правовая система, законы и механизмы репутации, а так же механизмы страхования риска, которые позволяют снизить издержки при возникновении нежелательных ситуаций.

Оппортунистическое поведение – поведение индивида, которое стремиться получить одностороннюю выгоду за счёт партнёра, отклоняясь от условий контракта.

Издержки оппортунистические - издержки, связанные с трудностями поведения участников контракта.

Риск оппортунизма возникает потому, что интересы сторон контракта отличаются. Если бы этого бы не было, то и не возникал бы оппортунизм.

Использование механизма репутации для предотвращения оппортунистического поведения: в этой ситуации контролёром может выступать 3-я сторона, т.е. какая-то неформальная группа, которая следит за тем, что все члены группы соблюдали установленные правила. Люди предпочитают иметь дело с теми, кого они хорошо знают. Поэтому репутацию можно определить как важное средство обеспечения контроля.

Использование механизма репутации имеет свои проблемы:

1. Часто трудно определить, действительно вела ли себя каждая сторона добросовестно. У каждой стороны может быть собственное представление о том, что такое добросовестное поведение.

2. Возможно возникновение проблемы безбилетника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: