Джайнская община после Махавиры. Версия шветамбаров

Насколько нам известно, зона распространения джайнизма в первые один-два века после Махавиры была ограничена тем регионом, в пределах которого он проповедовал. Главный ученик Махавиры Судхамма унаследовал от него должность главы общины. Позднее его имя было санскритизировано в «Судхарма». Считается, что Махавира имел одиннадцать главных учеников, называемых ганадхарами. Девять из них умерли ещё при жизни Махавиры и лишь два: Судхарма и Гаутама Индрабхути, говорят, пережили его. Но о прочих десяти ганадхарах, помимо Судхармы, мы не знаем ничего, потому их историчность находится под вопросом. Вполне понятно, однако, что для истории джайнизма не будет иметь какого-либо значения подтверждение факта их существования: эти десять ганадхаров не оставили преемников и, насколько нам известно, не внесли никакого вклада в развитие джайнизма после Махавиры.

С другой стороны, Судхарма был важной фигурой. Многие из учений Махавиры известны нам именно в той версии, в которой Судхарма передал их своему главному ученику Джамбусвами. Многие диалоги в джайнских канонических работах начинаются словами Судхармы: «Итак, Джамбусвами…»

Судхарма пережил Махавиру на двадцать лет. Считается, что он достиг всеведения двенадцать лет спустя после нирваны Махавиры, после чего прожил ещё восемь лет, достигнув к моменту смерти столетнего возраста. Джамбу, его главный ученик, унаследовал от него понтификат. Прабхава, главный ученик Джамбу, наследовал ему 44 года спустя. Таким образом, в течение нескольких поколений высший титул и власть в джайнской общине передавались от учителя к ученику.

Необходимо отметить, что вышесказанное соответствует традиции шветамбаров. С другой стороны, некоторые дигамбары утверждают, что первыми двумя наследниками Махавиры были Гаутама и Лохачарья, а Джамбу наследовал Лохачарье. Другие дигамбары считают, что Судхарма наследовал Гаутаме, а Лохачарья просто было другим именем Судхармы. Однако в обзоре джайнской истории нам придётся опираться на версию шветамбаров, поскольку дигамбары не написали вообще никакой истории общины: за исключением некоторых паттавали и надписей мы не знаем никакой их версии истории джайнизма в течение нескольких столетий после Махавиры.

Перечень наследников Махавиры по версии шветамбаров даётся в Кальпа-сутре, в главе, известной как «Тхеравали» (или «Стхавиравали»[71]), а также в двух других канонических работах. Перечень патриархов, приведённый в тех двух сутрах, соответствует версии Кальпа-сутры вплоть до Махагири и Сухасти: пары патриархов восьмого поколения после Махавиры. Начиная с того момента последовательность распадается на два варианта, один из которых начинается с Махагири, а другой - с Сухасти. Первой версии следуют Нанди-сутра и Авашьяка-сутра, вторая приводится в Кальпа-сутре. Обе линии полностью независимы друг от друга и не имеют ни одной обще фигуры. Почти все из тех, кто встречается в древних легендах (катханака), принадлежат к линии Сухасти. Насколько известно автору, существует лишь одна легенда, связанная с одним из членов линии Махагири, а именно Мангу (см. Абхидханараджендра-коша, «Мангу»)[72].

Таким образом, для всех практических целей, по крайней мере в том, что касается шветамбаров, самым аутентичным будет перечень, приводимый в Кальпа-сутре. Кальпа-сутра, однако, не даёт какой-либо информации о патриархах джайнизма, помимо их перечисления. Всё это содержится в Стхавиравали (иначе «Паришиштапарван») Хемачандры и в последней части Катхавали Бхадрешвары: капитальной прозаической работы на пракрите. Обе эти работы представляют собой мифологические истории или, скорее, агиографии, поскольку они предлагают по большей части легенды, связанные с жизнями этих патриархов и современных им царей. История джайнской общины, приведённая ниже, основывается в основном на Стхавиравали Хемачандры. Большая часть этого произведения описывает благодеяния, совершённые ими в предыдущих воплощениях, за которые они были вознаграждены святостью жизни в настоящих рождениях. Также описываются политические события их времени, особенно в связи с влиянием, которое джайны оказали на указанные события. Такие описания представляют собой общий интерес.

(Возможно, эти события описываются в таком виде, в каком их хотели бы видеть джайны, а не так, как они произошли в действительности.)

Первыми шестью патриархами после Махавиры были следующие:

1.Судхарма.

2.Джамбу.

3.Прабхава.

4.Шайямбхава.

5.Яшобхадра.

6.Бхадрабаху и Самбхутавиджая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: