Структура WISC

W I S C

(Векслера интеллектуальная шкала для детей)

Предложена в 1949 г. Тест WISC адаптирован и стандартизирован на русскоязычной выборке А.Ю. Панасюком (1973 г.). В варианте А.Ю. Панасюка заменены задания, не соответствующие условиям нашей страны (изменения коснулись, в первую очередь, вербальной части). В 1992 г. Ю.И. Филимоненко и В.И. Тимофеев выпустили “Руководство к Методике исследования интеллекта у детей (Д.Векслера)”.Методика выпущена и распространяется предприятием “ИМАТОН” (г. Санкт-Петербург).

Другую русскоязычную адаптацию теста WISC осуществили под руководством Ю.З. Гильбуха сотрудники НИИ психологии Украины. С 1992 г. руководство “Измерение интеллекта детей” под ред. Ю.З. Гильбуха и прилагаемый к нему тест WISC производится и распространяется научно-практическим центром “Психодиагностика и дифференцированное обучение” (г. Киев).

Структура WISC.

WISC включает 12 субтестов, составляющих вербальную и невербальную шкалы (Стимульный материал к субтестам – См альбом “Стимульный материал к тесту Д. Векслера”).

Вербальная шкала – 6 субтестов:

1. «Общая осведомленность» – диагностирует запас относительно простых сведений и знаний (житейских, научных). Включает 30 вопросов, оценка – 1 балл за правильный ответ на каждый вопрос.

2. «Общая понятливость» – оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, умение строить умозаключение, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации. Предлагается 14 вопросов, оценка – в зависимости от точности ответа: 0, 1, 2 балла.

3. «Арифметический» – исследует умение оперировать числовым материалом, сообразительность, концентрацию внимания. Включает 16 арифметических задач. Оценка дается по дихотомической шкале (0–1 балл) с учетом точности и затраченного на решение времени.

4. «Нахождение сходства» – диагностирует способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Субтест включает 16 заданий. Оценка варьируется от 0 до 2 баллов, в зависимости от уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального.

5. «Словарь» – направлен на изучение вербального опыта, понимания и умения определить содержание слов; требует эрудированности, определенной культуры мышления. Испытуемому предлагается объяснить значение 40 слов (как конкретных, так и абстрактных). Оценка – от 0 до 2 баллов.

6. «Воспроизведение цифровых рядов» – оценивает особенности кратковременной, оперативной памяти и внимания. Состоит из 2 частей: запоминание и повторение чисел в прямом порядке (числовой ряд может включать от 3 до 9 знаков) и в обратном порядке (от 2 до 8 чисел). Оценка соответствует наибольшему числу элементов цифрового ряда, воспроизведенных испытуемыми в 2 попытках (отдельно воспроизведение в прямом и обратном порядке).

Невербальная шкала – 6 субтестов:

7. “Завершение картинок (Недостающие детали)” – изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, внимание, способность отличть существенные детали. Испытуемому предъявляются 20 картинок с изображениями предметов, у которых отсутствуют какие-то детаои или имеется какое-либо несоответствие, и их необходимо отыскать и указать. Время решения одной задачи – 20 сек, правильный ответ оценивается 1 баллом.

8. “Установление последовательности картинок” – диагностирует способность организации логического целого из частей (синтез невербального материала), способность к пониманию ситуации и предвосхищению событий. Испытуемому предлагается 11 заданий, из них 3 предъявляются в виде разрезанных картинок, остальные – в виде серий последовательных картинок. Картинки предъявляются в определенной неправильной последовательности. Испытуемый должен их правильно расположить. Оценка зависит от правильности и времени решения.

9. “Составление орнаментов из кубиков” – направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно сложить из разноцветно окрашенных кубиков 10 моделей по образцам, изображенным на карточках. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения.

10. “Составление фигур из разрозненных деталей (Складывание фигур)” – исследует сенсомоторную координацию, способность к синтезу целого из деталей. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали 4 фигур, из которых нужно сложить завершенные фигуры. В оценке учитывается время и правильность решения.

11. “Кодирование” – изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков, особенности внимания, его концентрацию, распределение. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой (от 1 до 9) соответствующий ей символ. Время выполнения лимитировано. Оценка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр.

12. “Лабиринты” – диагностирует умение решать перцептивные задачи, произвольность, устойчивость внимания, зрительно-двигательную координацию. Включает 9 лабиринтов, время “выхода” из которых лимитируется. В оценке учитывается время и допустимое количество ошибок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: