7. Цифровые символы: это вариант известного теста на кодовые замены, который часто включается в так называемые неязыковые шкалы интеллекта. Ключ содержит 9 символов, объединенных в пары с 9 цифрами. Испытуемый, пользуясь находящимся перед ним ключом, должен за 1,5 мин расположить под числами как можно больше символов.
8. Завершение картинок: испытуемому предъявляется 21 карточка, на каждой изображены картинки, в которых недостает какой-то части. Испытуемый должен сказать, чего недостает в каждой картинке.
9. Конструирование блоков: этот субтест состоит из набора карточек с изображением чертежей, выполненных в красном и белом цвете, и набора идентичных однодюймовых кубиков, стороны которых окрашены в красный и белый цвет или же красными и белыми полосами. Испытуемому показывают образец чертежа, который тут же должен быть воспроизведен путем подбора и соединения соответствующих кубиков.
10. Расположение картинок: каждое задание состоит из набора карточек, содержащих картинки, которые должны быть переставлены в такой последовательности, чтобы по ним можно было составить рассказ. На рис. 30 приведен один из наборов карточек в том порядке, в котором они предъявлялись испытуемому. Этот набор является самым первым из восьми заданий, составляющих субтест.
|
|
11. Сборка объекта: в каждой из четырех частей этого субтеста требуется собрать из бумажных вырезок изображение хорошо знакомого предмета.
При обработке данных, полученных по субтестам арифметика, цифровые символы, конструирование блоков, расположение картинок, сборка объекта, учитывается как скорость, так и точность выполнения.
Со времени выхода в свет первой шкалы Векслера-Белльвью было предложено множество сокращенных шкал. Эти шкалы создавались простым изъятием некоторых субтестов и соответствующим распределением показателей для получения IQ по полной шкале, сравнимой с опубликованными нормами. То, что некоторые сочетания субтестов, создавая значительную экономию во времени, коррелируют с IQ по полной шкале на уровне выше 0,90, стимулирует развитие и использование сокращенных шкал в целях более быстрой проверки и отбора испытуемых. …
Хотя на составление и отбор коротких форм шкал Векслера было затрачено много сил и энергии, лучше всего такими шкалами не пользоваться за исключением тех случаев, когда необходим лишь приблизительный отбор испытуемых. При использовании сокращенных шкал многие качественные наблюдения оказываются невозможными. Более того, не всегда обоснованно допущение о том, что исходные нормы полной шкалы пригодны для пропорционального распределения общих показателей по короткой шкале.
|
|
Нормы. При стандартизации шкалы Векслера особенно тщательно формировалась выборка, обеспечивающая репрезентативность этой шкалы. Нормативная выборка состояла из 1700 испытуемых с равным количеством мужчин и женщин. Испытуемые в возрасте от 16 до 64 лет были распределены по 7 возрастным уровням. При комплектовании выборки исследователи опирались на данные переписи населения США за 1950 г. Учитывалось пропорциональное распределение населения по географическим районам, принадлежность к городскому и сельскому населению, принадлежность к белой или цветной расе, учитывались также уровень образования и профессия. На каждом возрастном уровне в выборку были введены один мужчина и одна женщина, находящиеся в учреждениях для умственно отсталых.
Для пожилых людей были установлены дополнительные нормы путем тестирования выборки лиц пожилого возраста, состоящей из 475 человек в возрасте 60 и более лет из типичного города среднего запада (J.E. Doppelt, W.L. Wallace, 1955).
По общему признанию, трудно получить репрезентативную выборку людей старше 60 лет. Хотя выборка WAIS, возможно, наиболее репрезентативна по сравнению с любой другой выборкой пожилых людей, есть основания полагать, что на этих возрастных уровнях встречаются значительные различия в показателях вербальной шкалы и шкалы действия, определяемые принадлежностью испытуемых к разным регионам (С. Eisdorfer, L. Cohen, 1961). Более того, учитывая быстрый рост образовательного и культурного уровня населения, становится спорной применимость на современном этапе норм, установленных до 1955 г. Особенно важна в этой связи перепроверка возрастного снижения интеллекта у старых людей.
Первичные показатели по каждому субтесту WAIS переводятся в стандартные показатели со средним значением, равным 10 и s равным 3. Такие шкалированные показатели были получены на референтной группе из 500 испытуемых, состоявшей из индивидов в возрасте от 20 до 34 лет, входивших в выборку стандартизации. Все показатели субтестов, таким образом, были выражены в сравнимых единицах и единицах фиксированной референтной группы. Показатели полной шкалы, вербальной шкалы и шкалы действия находят сложением шкалированных показателей шести вербальных субтестов, пяти субтестов действия и всех одиннадцати субтестов соответственно. С помощью соответствующих таблиц, приводимых в руководстве к тесту, эти три показателя могут быть выражены как стандартный IQ со средним значением, равным 100, и s, равным 15. Однако такие IQ находят соотнесением с собственной возрастной группой индивида. Поэтому они показывают положение индивида в сравнении с людьми того же возрастного уровня.
При интерпретации показателей IQ WAIS должны приниматься во внимание относительные значения IQ, полученные в шкалах Векслера и других тестах интеллекта. Неоднократно отмечалось, что яркие личности часто показывают более высокие результаты по тесту Станфорд — Бине, нежели по методике Векслера, в то время как менее развитые индивиды показывают по сравнению со шкалой Станфорд-Бине более высокие результаты по тесту Векслера. Например, изучение первокурсников колледжа показало, что их средний показатель IQ, полученный по методике Станфорд-Бине, более высок, нежели тот же показатель по тестам Векслера; обратную картину дало исследование группы умственно отсталых. В какой-то степени различия между стандартным отклонением IQ, полученного по шкалам Векслера и Станфорд-Бине, объясняют разницу в IQ, получаемом в этих двух шкалах. Напомним, что стандартное отклонение IQ для тестов Станфорд-Бине равно 16, а для шкал Векслера 15. Все же расхождения в значениях IQ у испытуемых, тестированных по этим методикам, несколько больше, чем можно было ожидать, исходя из различий в стандартных отклонениях. Еще одно отличие между двумя шкалами в том, что в тесте Векслера нижний и верхний пороги меньше, чем в тесте Станфорд-Бине и, следовательно, в нем хуже различаются предельные значения из диапазона значений IQ.
|
|
Взаимосвязь значений IQ по обеим шкалам зависит не только от уровня IQ,, но и от возраста испытуемых. При прочих равных условиях более старшие испытуемые обычно получают более высокие показатели IQ по шкале Векслера, в то время как для испытуемых молодых более характерна обратная связь. Одним из объяснений этого, очевидно, может служить применение пониженного стандарта при вычислении IQ для лиц старшего возраста в шкалах Векслера. Вместе с тем в тесте Станфорд — Бине все взрослые оцениваются в терминах среднего возрастного максимума по этой шкале, т.е. 18 лет. Возможно также, что, поскольку стандартизация шкал Станфорд-Бине первоначально проводилась на детях, а тестов Векслера на взрослых, содержание первых более соответствует детям, а последних-взрослым. ‹…›
Все 11 субтестов имеют много общего, доказало исследование Дж. Коэна, обнаружившего единый основной фактор… Кроме того, были выявлены три групповых фактора. Одним был фактор вербального понимания, особенно сказывавшийся в субтестах «словарный запас», «осведомленность», «понимание» и «нахождение сходства». Фактор перцептивной организации проявлялся главным образом в субтестах «конструирование блоков» и «сборка объекта». Этот фактор в действительности, по-видимому, представляет сочетание факторов скорости восприятия и пространственных представлений, постоянно устанавливаемых при факторном анализе тестов способностей.
Третий групповой фактор, установленный Дж. Коэном, был обозначен как фактор памяти. Действующий главным.образом в субтестах «арифметика» и «запоминание цифр», он, очевидно, связан с кратковременной механической памятью на новый материал и припоминанием предварительно выученного материала. Способность к концентрированию внимания и умение сосредоточиться тоже могут быть включены в этот фактор. Особый интерес представляют данные о том, что значение фактора памяти резко возрастает для выборки пожилых людей. На этом возрастном уровне этот фактор значительно преобладает не только в субтестах «арифметика» и «запоминание цифр», но и в субтестах «словарный запас», «осведомленность», «понимание» и «цифровые символы». Дж. Коэн отмечает, что в период старения память начинает ухудшаться у разных людей в разное время и с различной скоростью, а значит, индивидуальные различия в памяти становятся более заметными в функционировании интеллекта, чем это имело место в более ранних возрастах. Многие из субтестов WAIS предполагают использование памяти во всех возрастах. Однако до тех пор пока не наступают какие-то ухудшения, индивидуальные различия в способности запоминания, тренируемые в большинстве субтестов, незначительны.
|
|
ВЕКСЛЕРОВСКАЯ ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Описание. Векслеровская шкала интеллекта для детей (VFISC) сначала готовилась как продление первоначальной шкалы Векслера-Белльвью на более низкие возрастные уровни (S.E. Seashore, A.G. Wesman, J.E. Do-ppelt, 1950). Многие задания были взяты непосредственно из теста для взрослых, и к каждому были добавлены более легкие задания того же типа. Переработанное издание W1SC-R было опубликовано в 1974 г., в него были включены 12 субтестов, два из которых применяются только как запасные или дополнительные тесты, если позволяет время. Как и в других шкалах Векслера, субтесты группируются в вербальную шкалу и шкалу действия следующим образом: