Шкала действия

7. Цифровые символы: это вариант известного теста на кодовые замены, который ча­сто включается в так называемые неязыковые шкалы интеллекта. Ключ содержит 9 сим­волов, объединенных в пары с 9 цифрами. Испытуемый, пользуясь находящимся перед ним ключом, должен за 1,5 мин расположить под числами как можно больше символов.

8. Завершение картинок: испытуемому предъявляется 21 карточка, на каждой изоб­ражены картинки, в которых недостает какой-то части. Испытуемый должен сказать, чего недостает в каждой картинке.

9. Конструирование блоков: этот субтест состоит из набора карточек с изображе­нием чертежей, выполненных в красном и белом цвете, и набора идентичных однодюй­мовых кубиков, стороны которых окрашены в красный и белый цвет или же красными и белыми полосами. Испытуемому показывают образец чертежа, который тут же должен быть воспроизведен путем подбора и соединения соответствующих кубиков.

10. Расположение картинок: каждое задание состоит из набора карточек, содержа­щих картинки, которые должны быть переставлены в такой последовательности, чтобы по ним можно было составить рассказ. На рис. 30 приведен один из наборов карточек в том порядке, в котором они предъявлялись испытуемому. Этот набор является самым первым из восьми заданий, составляющих субтест.

11. Сборка объекта: в каждой из четырех частей этого субтеста требуется собрать из бумажных вырезок изображение хорошо знакомого предмета.

При обработке данных, полученных по субтестам арифметика, ци­фровые символы, конструирование блоков, расположение картинок, сборка объекта, учитывается как скорость, так и точность выполнения.

Со времени выхода в свет первой шкалы Векслера-Белльвью было предложено множество сокращенных шкал. Эти шкалы создавались про­стым изъятием некоторых субтестов и соответствующим распределе­нием показателей для получения IQ по полной шкале, сравнимой с опу­бликованными нормами. То, что некоторые сочетания субтестов, создавая значительную экономию во времени, коррелируют с IQ по полной шкале на уровне выше 0,90, стимулирует развитие и использование сокращенных шкал в целях более быстрой проверки и отбора испы­туемых. …

Хотя на составление и отбор коротких форм шкал Векслера было затрачено много сил и энергии, лучше всего такими шкалами не пользо­ваться за исключением тех случаев, когда необходим лишь приблизи­тельный отбор испытуемых. При использовании сокращенных шкал многие качественные наблюдения оказываются невозможными. Более того, не всегда обоснованно допущение о том, что исходные нормы пол­ной шкалы пригодны для пропорционального распределения общих по­казателей по короткой шкале.

Нормы. При стандартизации шкалы Векслера особенно тщательно формировалась выборка, обеспечивающая репрезентативность этой шкалы. Нормативная выборка состояла из 1700 испытуемых с равным количеством мужчин и женщин. Испытуемые в возрасте от 16 до 64 лет были распределены по 7 возрастным уровням. При комплектовании вы­борки исследователи опирались на данные переписи населения США за 1950 г. Учитывалось пропорциональное распределение населения по гео­графическим районам, принадлежность к городскому и сельскому насе­лению, принадлежность к белой или цветной расе, учитывались также уровень образования и профессия. На каждом возрастном уровне в вы­борку были введены один мужчина и одна женщина, находящиеся в уч­реждениях для умственно отсталых.

Для пожилых людей были установлены дополнительные нормы пу­тем тестирования выборки лиц пожилого возраста, состоящей из 475 че­ловек в возрасте 60 и более лет из типичного города среднего запада (J.E. Doppelt, W.L. Wallace, 1955).

По общему признанию, трудно получить репрезентативную выборку людей старше 60 лет. Хотя выборка WAIS, возможно, наиболее репре­зентативна по сравнению с любой другой выборкой пожилых людей, есть основания полагать, что на этих возрастных уровнях встречаются значительные различия в показателях вербальной шкалы и шкалы дей­ствия, определяемые принадлежностью испытуемых к разным регионам (С. Eisdorfer, L. Cohen, 1961). Более того, учитывая быстрый рост образо­вательного и культурного уровня населения, становится спорной приме­нимость на современном этапе норм, установленных до 1955 г. Особенно важна в этой связи перепроверка возрастного снижения интеллекта у старых людей.

Первичные показатели по каждому субтесту WAIS переводятся в стандартные показатели со средним значением, равным 10 и s равным 3. Такие шкалированные показатели были получены на референтной группе из 500 испытуемых, состоявшей из индивидов в возрасте от 20 до 34 лет, входивших в выборку стандартизации. Все показатели субтестов, таким образом, были выражены в сравнимых единицах и единицах фик­сированной референтной группы. Показатели полной шкалы, вербальной шкалы и шкалы действия находят сложением шкалированных показате­лей шести вербальных субтестов, пяти субтестов действия и всех один­надцати субтестов соответственно. С помощью соответствующих та­блиц, приводимых в руководстве к тесту, эти три показателя могут быть выражены как стандартный IQ со средним значением, равным 100, и s, равным 15. Однако такие IQ находят соотнесением с собственной воз­растной группой индивида. Поэтому они показывают положение индиви­да в сравнении с людьми того же возрастного уровня.

При интерпретации показателей IQ WAIS должны приниматься во внимание относительные значения IQ, полученные в шкалах Векслера и других тестах интеллекта. Неоднократно отмечалось, что яркие лично­сти часто показывают более высокие результаты по тесту Станфорд — Бине, нежели по методике Векслера, в то время как менее развитые ин­дивиды показывают по сравнению со шкалой Станфорд-Бине более высокие результаты по тесту Векслера. Например, изучение первокурсни­ков колледжа показало, что их средний показатель IQ, полученный по методике Станфорд-Бине, более высок, нежели тот же показатель по те­стам Векслера; обратную картину дало исследование группы умственно отсталых. В какой-то степени различия между стандартным отклонением IQ, полученного по шкалам Векслера и Станфорд-Бине, объясняют раз­ницу в IQ, получаемом в этих двух шкалах. Напомним, что стандартное отклонение IQ для тестов Станфорд-Бине равно 16, а для шкал Вексле­ра 15. Все же расхождения в значениях IQ у испытуемых, тестированных по этим методикам, несколько больше, чем можно было ожидать, исхо­дя из различий в стандартных отклонениях. Еще одно отличие между двумя шкалами в том, что в тесте Векслера нижний и верхний пороги меньше, чем в тесте Станфорд-Бине и, следовательно, в нем хуже разли­чаются предельные значения из диапазона значений IQ.

Взаимосвязь значений IQ по обеим шкалам зависит не только от уровня IQ,, но и от возраста испытуемых. При прочих равных условиях более старшие испытуемые обычно получают более высокие показатели IQ по шкале Векслера, в то время как для испытуемых молодых более характерна обратная связь. Одним из объяснений этого, очевидно, может служить применение пониженного стандарта при вычислении IQ для лиц старшего возраста в шкалах Векслера. Вместе с тем в тесте Станфорд — Бине все взрослые оцениваются в терминах среднего возрастного макси­мума по этой шкале, т.е. 18 лет. Возможно также, что, поскольку стан­дартизация шкал Станфорд-Бине первоначально проводилась на детях, а тестов Векслера на взрослых, содержание первых более соответствует детям, а последних-взрослым. ‹…›

Все 11 субтестов имеют много общего, доказало исследование Дж. Коэна, обнаружившего единый основной фактор… Кроме того, были выявлены три групповых фактора. Одним был фактор вербального понимания, особенно сказывавшийся в субтестах «словарный запас», «осведомленность», «понимание» и «нахождение сходства». Фактор перцептивной организации проявлялся главным обра­зом в субтестах «конструирование блоков» и «сборка объекта». Этот фактор в действительности, по-видимому, представляет сочетание факто­ров скорости восприятия и пространственных представлений, постоянно устанавливаемых при факторном анализе тестов способностей.

Третий групповой фактор, установленный Дж. Коэном, был обозна­чен как фактор памяти. Действующий главным.образом в субтестах «арифметика» и «запоминание цифр», он, очевидно, связан с кратковре­менной механической памятью на новый материал и припоминанием предварительно выученного материала. Способность к концентрирова­нию внимания и умение сосредоточиться тоже могут быть включены в этот фактор. Особый интерес представляют данные о том, что значе­ние фактора памяти резко возрастает для выборки пожилых людей. На этом возрастном уровне этот фактор значительно преобладает не только в субтестах «арифметика» и «запоминание цифр», но и в субтестах «сло­варный запас», «осведомленность», «понимание» и «цифровые символы». Дж. Коэн отмечает, что в период старения память начинает ухудшаться у разных людей в разное время и с различной скоростью, а значит, инди­видуальные различия в памяти становятся более заметными в функцио­нировании интеллекта, чем это имело место в более ранних возрастах. Многие из субтестов WAIS предполагают использование памяти во всех возрастах. Однако до тех пор пока не наступают какие-то ухудшения, индивидуальные различия в способности запоминания, тренируемые в большинстве субтестов, незначительны.

ВЕКСЛЕРОВСКАЯ ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Описание. Векслеровская шкала интеллекта для детей (VFISC) сначала готовилась как продление первоначальной шкалы Векслера-Белльвью на более низкие возрастные уровни (S.E. Seashore, A.G. Wesman, J.E. Do-ppelt, 1950). Многие задания были взяты непосредственно из теста для взрослых, и к каждому были добавлены более легкие задания того же типа. Переработанное издание W1SC-R было опубликовано в 1974 г., в него были включены 12 субтестов, два из которых применяются толь­ко как запасные или дополнительные тесты, если позволяет время. Как и в других шкалах Векслера, субтесты группируются в вербальную шка­лу и шкалу действия следующим образом:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: