Вербальная шкала Шкала действия

1. Осведомленность 2. Завершение картинок

3. Нахождение сходства 4. Расположение картинок

5. Арифметика 6. Конструирование блоков

7. Словарный запас 8. Сборка объектов

9. Понимание 10. Кодирование

(Запоминание цифр) (Лабиринты)

Номера соответствуют порядку предъявления субтестов. В отличие от процедуры проведения WAIS и первой WZSC, задания вербального субтеста и субтеста исполнения в WISC-R предъявляются в чередующем­ся порядке. Субтест «лабиринты», проведение которого требует больше времени по усмотрению эспериментатора, может быть заменен на «коди­рование». Любая другая замена, в том числе замена «лабиринтов» на ка­кой-то иной субтест, так же как и замена «запоминанием цифр» любого из вербальных субтестов, производится только в случае, если один из ос­новных субтестов приходится пропускать из-за непредвиденных препят­ствий или случайных нарушений процедуры тестирования. Дополни­тельные тесты могут быть проведены наряду с основной батареей, что рекомендуется делать для получения качественной и диагностической ин­формации. Но в этих случаях показатели дополнительных субтестов не учитываются при нахождении значения 1Q.

Что касается содержания шкалы для детей, то единственным тестом, которого нет в шкале для взрослых, является задание «лабиринты». Этот тест типа «карандаш-бумага» состоит из 9 возрастающих по трудности лабиринтов и должен быть выполнен в определенный промежуток време­ни; при обработке подсчитываются ошибки. Субтест «кодирование» соответствует субтесту «цифровые символы» из WAIS с добавлением бо­лее легкой части. Остальные субтесты соответствуют тестам для взрослых, но представлены в облегченном виде. Появление WISC в чем-то парадоксально. Д. Векслер начал свою работу отчасти из-за того, что ему требовалась шкала для взрослых, которая не была бы простым ус­ложнением шкал, предназначенных для детей. Фактически первое изда­ние WISC было раскритиковано за недостаточную ориентированность его содержания на детей.

В пересмотренном издании WISC-R задания, ориентированные на взрослых, были заменены или приспособлены к жизненному опыту ре­бенка. Например, в тесте «арифметика» слово «сигары» было заменено на «шоколадки», изменены были и задания, в которых фигурировали си­туации с такси и карточной игрой. Другие изменения состояли в изъятии заданий, содержание которых могло быть неодинаково понято разными группами детей, и во введении в качестве действующих лиц в тесты с картинками больше изображений женщин и цветных. Некоторые суб­тесты для большей надежности были удлинены, кроме того, были усо­вершенствованы процедуры проведения и обработки тестов.

Как и в случае с WAIS, для WISC проводились экспериментальные исследования по созданию сокращенных шкал. Корреляции таких укоро­ченных форм со значением IQ по полной шкале оказались значительно ниже, чем в WAIS. Для батарей, включавших 5-6 субтестов вербальной шкалы и шкалы действия, корреляции с IQ полной батареи были на уровне 0,8. Следует сказать, что эти данные получены для более ранней формы WISC-R. С увеличением числа заданий и улучшением надежности субтестов в форме WISC-R эти корреляции должны стать выше. А. Б. Силверстейн, основываясь на данных стандартизации и надежности субтестов, определил 10 наиболее эффективных комбинаций из 2, 3, 4 и 5 субтестов WISC (А. В. Silverstein, 1970). Широко применяется 2-тестовая комбинация из заданий «словарный запас» и «конструирование блоков». Все, что можно сказать о достоинствах и недостатках коротких форм те­стов, уже говорилось при обсуждении сокращенных шкал WAIS.

Нормы. Обработка показателей шкалы для детей (WISC-R) про­изводится теми же методами, которые применяются в шкалах для взрослых, но с некоторыми незначительными особенностями. Первичные результаты каждого субтеста вначале переводятся в нормализованные стандартные показатели, для каждой детской возрастной группы свои. Таблицы с такими шкалированными показателями строятся с четырех­месячным интервалом для возрастных групп VI-0 и XVI-11. Как и в шка­лах для взрослых, шкалированные показатели субтеста выражаются в терминах распределения со средним значением (М), равным 10, и стан­дартным отклонением (s)-З единицы. Шкалированные показатели субте­ста дополняются и преобразовываются в стандартный IQ с М = 100 и s = 15. Показатели IQ для вербальной шкалы, шкалы действия и пол­ной шкалы могут быть найдены таким же методом.

Хотя умственный возраст не требует вычисления стандартного IQ, WISC-R обеспечивает данные для интерпретации выполнения индиви­дуальных субтестов в единицах возрастных норм. Для каждого субтеста в руководстве приводятся средние значения первичных показателей в вы­борке стандартизации для каждого возраста в группах от VI-2 до XVI-10 с интервалом в 4 мес. Тестовый возраст ребенка находится определением возраста, соответствующего его первичному результату. Если необходимо, в полной шкале могут быть вычислены среднее значение и медиана тестового возраста.

Выборка стандартизации для WISC-R состояла из 100 мальчиков и 100 девочек по каждому годовому интервалу в возрастном диапазоне от 6,5 до 16,5 лет, общее число испытуемых равнялось 2200. Возрастные группы составлялись из детей, чьи дни рождения приходились на интер­вал в 12 недель. Так, диапазон 8-летних составлял от 8 лет 4 мес. 15 дней до 8 лет 7 мес. 15 дней. Выборка была стратифицирована на основе пере­писи населения США 1970 г. относительно места жительства, принадлеж­ности к городским или сельским жителям, по расовому признаку (белый - цветной) и в зависимости от профессии главы семьи. Испы­туемые из семей, где говорили на двух языках, включались в выборку только в том случае, если они могли говорить по-английски или понима­ли язык. Дети с признаками умственной отсталости и нарушениями эмо­циональной сферы в выборку не включались. Тестирование проводилось в 32 штатах (в том числе Гавайи) и в Вашингтоне (округ Колумбия). По многим параметрам выборка стандартизации WISC-R оказалась более репрезентативной по отношению к возрастным группам популяции США, для которых предназначался тест, чем любая другая выборка, ис­пользованная при стандартизации индивидуальных тестов.

В отличие от более ранних форм WISC-R дает среднее значение IQ, очень близкое к IQ, полученному по тесту Станфорд-Бине (норма 1972 г.). Возросшее сходство в показателях IQ может быть объяснено, во-первых, близостью во времени проведения исследований по установ­лению норм для обеих шкал и, во-вторых, улучшениями в содержании, процедуре и методах обработки WISC-R.

…› Факторный анализ субтестов ранней WISC вщявил те же факторы, которые были обнаружены в шкалах для взрослых и получили название общего вербального понимания, восприятия пространства и памяти (W. М. Littell, 1960; I.L. Zimmerman, J.M. Woo-Sam, 1972). В более позднем исследовании субтесты WISC были подвергнуты факторному анализу по группам из 505 белых, говорящих на английском, 318 черных и 487 мексикано-американских детей в возрасте от 6 до 11 лет (А. В. Silverstein, 1973). Результаты подтвердили преобладание фактора вербального пони­мания, получившего значимые корреляции с пятью вербальными теста­ми, и фактора перцептивной организации значимо коррелировавшего с субтестами «конструирование блоков» и «сборка объекта». Основной результат этого исследования - выявление сходства факторной структуры по трем этническим группам. Это означает, что в этих группах тесты из­меряют одни и те же способности. Факторный анализ показателей WISC-R, полученных в выборке стандартизации испытуемыми в возра­сте от 6,5 до 16,5 лет и распределенных по 11 возрастным уровням, весь­ма убедительно подтвердил наличие на каждом из уровней трех ос­новных факторов (A. S. Kaufman, 1975 а). Эти факторы точно соответ­ствовали факторам вербального понимания, перцептивной организации и умению сосредоточиться.

ВЕКСЛЕРОВСКАЯ ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Описание. Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников (WPPSI) может быть обозначена как детская по многим причинам. Эта шкала, опубликованная в 1967 г., предназнача­лась для возрастного диапазона от 4 до 6,5 лет. Шкала состояла из 11 субтестов, из которых только 10 учитываются при нахождении IQ. 8 суб­тестов есть облегченные и адаптированные варианты заданий WISC, остальные 3 были разработаны заново, чтобы заменить непригодные по тем или иным причинам субтесты из WISC. Как в WISC и в WAIS, они были сгруппированы в вербальную шкалу и шкалу действия, из показа­телей которых находились значения IQ для пблной и вербальной шкалы и шкалы действия. Как и в WISC-R, предъявление тестов из вербальной шкалы и шкалы действия чередуются. Это делает процедуру тестирова­ния более разнообразной, способствует поддержанию интереса ребенка к эксперименту, положительно влияет на взаимоотношения с экспери­ментатором. Общее время, необходимое для проведения тестирования, колеблется от 50 до 75 мин. Эксперимент можно проводить в один или в два приема. В приводимом ниже списке субтестов вновь введенные за­дания помечены звездочкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: