Вербальная шкала Шкала действия

Осведомленность Дом животного *

Словарный запас Завершение картинок

Арифметика Лабиринты

Нахождение сходства Геометрические схемы *

Понимание Конструирование блоков

Предложения * (дополнительный тест)

«Предложения» - это тест на запоминание, заменивший тест «запо­минание цифр» из WISC. От ребенка требуется вслед за экспериментато­ром повторять каждое произносимое им предложение. Этот тест можно использовать либо вместо любого вербального теста, либо предъявить как дополнительный для получения более точной информации о ребенке, в последнем случае результаты выполнения теста не учитываются при подсчете IQ. Тест «дом животного» сходен с тестами «цифровые сим­волы» и «кодирование» из WISC. В этом тесте ребенку предъявляется карта с изображениями собаки, цыпленка, рыбы и кошки. В верхней ча­сти карты размещаются картинки-ключи со вставленными в них различ­ного цвета цилиндриками (дом животного). От ребенка требуется расста­вить домики по соответствующим изображениям животных. Показате­лем успешности выполнения заданий служат время выполнения, ошибки и пропуски. В тесте «геометрические схемы» от ребенка требуется с по­мощью цветного карандаша скопировать 10 простых чертежей.‹…›

Нормы. WPPSI была стандартизована на национальной выборке из 1200 детей от 4 до 6,5 лет (по 100 мальчиков и 100 девочек в каждой воз­растной группе); возрастной интервал равнялся полугоду, иными слова­ми, дети включались в одну возрастную группу, если они были моложе или старше требуемого возраста не более чем на 6 недель. Выборка бы­ла стратифицирована относительно переписи США 1960 г. по месту жи­тельства, принадлежности к городскому или сельскому населению, расо­вому признаку (белый-цветной) и с учетом профессионального уровня отцов. Первичные показатели каждого субтеста переводились в стан­дартные показатели с М = 10 и s = 3 для каждой возрастной группы с возрастным интервалом в четверть года. Суммы шкалированных пока­зателей полной и вербальной шкалы и шкалы действия переводились за­тем в стандартный IQ с М = 100 и s = 15. Хотя сам Д. Векслер возра­жал против использования показателей умственного возраста из-за их возможного неправильного истолкования, в руководстве к тесту поме­щены таблицы для перевода первичных показателей по каждому субте­сту в тестовые возраста в единицах по четвертям года.

‹…› Тщательно проведенный повторный анализ выборки стандартизации из 1200 испытуемых (A. S. Kaufman, 1973 b) выявил связь показателей WPPSI с социоэкономическим статусом (показатель профессионального положения отца), принадлежностью к городскому или сельскому населе­нию и месту жительства. Для каждого из этих трех условий сравнива­лись показатели IQ по всем трем шкалам выборок, выравненных по всем факторам, кроме рассматриваемого.

Социоэкономический статус дал значимые различия только в экстре­мальных зонах распределения. Дети, чьи отцы работали по специально­стям, требовавшим высокой профессиональной подготовки, получили более высокие IQ, значительно выше, чем в остальных группах (в сред­нем их IQ = 110). Те дети, чьи отцы занимаются трудом неквалифициро­ванным, получили более низкие, чем в остальных группах, показатели (в среднем их IQ = 92,1). Влияние фактора принадлежности к определенно­му географическому району никак не сказалось. В отличие от первых ис­следований WISC и Станфорд-Бине не удалось выявить значимых раз­личий по выборкам городских и сельских детей (H.G. Seashore, A.G. Wesman, J.E. Doppelt, 1950; Q. Me Nemar, 1942). Это расхождение можно, по мнению авторов работ, отнести за счет влияния других пере­менных, которые в первых исследованиях не учитывались, а в последую­щих были взяты под контроль. Но более важным фактором является время, в которое собирались данные. За 25-30 лет происходят значительные изменения и в перемещении населения из деревни в город и на­оборот и, следовательно, изменяется и уровень образования, и уровень культуры. Можно полагать, что такие социокультурные изменения могут свести на нет наблюдавшиеся сначала различия в выполнении тестов ин­теллекта детьми из этих двух типов социальной среды…

Итоги. Существующие в настоящее время три формы шкал Векслера отражают уровень знаний и опыта в разработке теста того периода, в котором создавались WAIS (1955), WPPSI (1967) и WISC-R (1974). По сравнению с другими индивидуальными тестами их выборки стандарти­зации (особенно для популяций взрослых и дошкольников) больше и ре­презентативнее, методика их построения и проведения лучите, как пример можно назвать данные о надежности и ошибках измерения. Слабым ме­стом всех трех шкал является недостаток эмпирических данных о валид-ности. Исследования с применением факторного анализа позволили уточнить состав этих шкал с точки зрения описания их выполнения, но даже они были бы более информативными, если бы включили больше признаков поведения, внешнего по отношению к самим шкалам.

Ю.И. Филимоненко, В.И. Тимофеев

Тест Д. Векслера

Диагностика структуры интеллекта (Детский вариант)

Санкт-Петербург


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: