Лечебное питание

От питания зависит многое. В некоторых случаях оно может даже стать причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни. Однако целиком уповать на лечение диетой нельзя, как пишут ученые Института по проблемам питания Университетской клинической больницы в Гиссене: "Диета помогает многим детям вести нормальную жизнь, но не всем. Это, безусловно, связано с тем комплексом причин, который мог привести к развитию гиперкинетического синдрома". В частности, если заболевание вызвано употреблением салицилатов и пищевых добавок, таких как консерванты и красители, то исключение их из питания приводит к значительному улучшению здоровья ребенка. Особенно опасными считаются красный искусственный краситель эритрозин и оранжевый - тартрацин. Они встречаются в некоторых видах соков, соусах, газированных напитках. Считаем, что в любом случае их надо исключить из питания ребенка с СДВГ, даже если причина заболевания никакого отношения к питанию не имеет (например, при родовых травмах и пр.), так же, как исключить и консерванты, ароматизаторы, пищу, богатую углеводами.

Особое внимание вопросам питания нужно уделять тем больным, у которых гиперактивность является следствием аллергии. Здесь, конечно, общих рекомендаций быть не должно, так как разные дети могут не переносить разные продукты. Но зато когда удастся выявить конкретные "возбудители" и исключить их из рациона, то дело быстро идет на поправку. Непереносимость тех или иных продуктов определяют в аллергоцентрах с помощью специальных методик и тестов. Довольно часто используются биоэлектронные методики (в частности, электропунктура по доктору Фол-лю), тест на мышечное сопротивление и др. Даже в том случае, когда конкретный продукт определить не удается, но выявляется хотя бы группа, например, углеводы или животные белки, то уже можно надеяться на хороший результат. Конечно, всю группу этих продуктов исключать резко не стоит, но можно их сокращать постепенно, меняя, подбирая, подыскивая им замену.

Вообще же питание детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должно состоять преимущественно из овощей и салатов, приготовленных с растительными маслами холодного отжима, кислосливочным маслом или маргарином и потребляемых, в основном, в сыром виде. Белую пшеничную муку необходимо заменить мукой грубого помола с отрубями. Постарайтесь приготовить из этих продуктов вкусные блюда и отвлечь детей от шоколадок, колы, чипсов. ПРАКТИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

1. Сознательно выстраивайте отношения с гиперактивным ребенком, придерживаясь следующих правил:

- уделяйте ребенку достаточно внимания;

-проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

- помните, что поступки ребенка не всегда бывают умышленными;

- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

-избегайте, с одной стороны излишней мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;

- старайтесь реагировать на действия ребенка неожиданным способом;

- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

- выслушивайте то, что хочет сказать ребенок!;

- чаще хвалите и поощряйте ребенка при минимальных успехах и даже, если их нет, но он постарался;

- не прибегайте к физическому наказанию!;

-при любой возможности осуществляйте с ребенком телесный (погладить, обнять, взять за руку, легкий массаж тела и т.д.) и визуальный контакт (посмотреть ребенку в глаза желательно на одном уровне с ним, т.е. присесть);

-соблюдайте баланс между запретами и разрешениями – запретов должно быть немного, и они должны быть однозначными и постоянными. В большинстве ситуаций необходимо избегать слова «нельзя», следует сразу дать ребенку правильную программу поведения (не нужно говорить «не беги», нужно сказать «давай пойдем шагом»… и т.д.). В то же время не должно быть вседозволенности. Ограничения воспитывают волю, способность регламентировать свои желания и действия. Таким образом, они тоже тренируют мозг.

Никогда не отказывайте ребенку в общении!

2. Создайте благоприятный климат в семье:

- выработайте единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи;

- по возможности, проводите досуг всей семьей;

-обязателен ровный спокойный тон взаимоотношений в семье и особенно по отношению к ребенку;

-избегайте бурных негативных и позитивных эмоций, особенно вечером, перед сном;

- избегайте крика, раздражения, запугивания, жесткого наказания.

3. Помогайте ребенку регулировать свою деятельность и поведение:

- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

- составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену;

- постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;

- без уважительной причины не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

- помогайте ему приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;

- не давайте ребенку одновременно несколько указаний;

-воспитывайте у детей навык управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;

- объясните гиперактивному ребенку его проблемы и научите с ними справляться;

-придумайте гибкую систему поощрений за хорошо выполненное задание или хороший поступок и наказаний за плохое поведение (можно использовать бальную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля);

-повторяйте свою просьбу спокойным тоном одними и теми же словами много раз;

- по возможности, для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

4. Организация режима дня и занятий:

- установите твердый распорядок дня для ребенка и всей семьи;

- показывайте ребенку, как выполнить задание, не отвлекаясь;

-снижайте воздействие отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

- ограничьте время просмотра телепередач и занятий на компьютере;

- по возможности, избегайте больших скоплений людей;

- регламентируйте нагрузки:

интеллектуальные;

эмоциональные;

физические.

При этом необходимо ориентироваться на состояние ребенка. Потеря внимания, капризы, истерики, отказ от деятельности, расторможенность являются сигналом перегрузок. Если проигнорировать это состояние ребенка и продолжать нагрузки, ребенок может заболеть. Если устал – дать возможность отдохнуть. Лучший отдых – двигательная активность на свежем воздухе.

Даже превышение эмоционально положительных нагрузок может привести к неблагополучным результатам.

Вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т.к. гиперактивные ребенок еще не готов к такой форме работы.

Для гиперактивного ребенка наиболее действенными будут средства убеждения «через тело» (лишение удовольствия, лакомства, привилегий, запрет просмотра телепередач, внеочередное «дежурство» на кухне и т.д.).

Вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия».

Невозможно добиться исчезновения гиперактивности за несколько месяцев или даже лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняется и во взрослой жизни.

Синдром нарушения внимания и гипреактивности –это нарушение, требующее своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической.

Необходимым условием успеха является понимание родителями проблем ребенка!

Желаю Вам успеха!!!

Правила работы с гиперактивными детьми:

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: