Органы государственного управления земельным фондом можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле — это вся система государственных органов (законодательные, исполнительные, судебные). В узком смысле — органы исполнительной власти, которые в зависимости от компетенции подразделяются на органы общей и специальной компетенции.
К органам общей компетенции относятся: Правительство Российской Федерации и соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления— городские, районные, поселковые и сельские администрации. Каждый из них в пределах своей компетенции осуществляет функции по управлению земельным фондом на всей территории данной административно-территориальной единицы независимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомственном управлении находится земля.
Органы специальной компетенции подотчетны исполнительно-распорядительным органам общей компетенции и, в свою очередь, подразделяются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы.
|
|
К функциональным органам специальной компетенции относятся Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральная санитарно-эпидемиологическая служба и Федеральная служба архитектурно-строительного надзора и др.
Отраслевыми (ведомственными) органами являются различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения (Министерство сельского хозяйства и др.).
К компетенции федеральных представительных и исполнительных органов по управлению земельным фондом относятся:
— установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
— установление ограничений оборотоспособности земельных участков;
— государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля и ведения государственного земельного кадастра;
— установление порядка изъятия (выкупа) земель для государственных и муниципальных нужд;
— изъятие (выкуп) земель для нужд Российской Федерации;
— разработка и реализация федеральных программ по использованию и охране земель;
— иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией, Земельным кодексом и другими федеральными законами.
К компетенции представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации относят:
— разработку и принятие нормативно-правовых актов в области регулирования земельных отношений в соответствии с федеральным законодательством;
|
|
— установление границ и правового режима особо охраняемых территорий в границах субъектов Российской Федерации;
— отмену противоречащих земельному законодательству административных актов органов местного самоуправления;
— установление предельных норм предоставления земельных участков;
— установление (утверждение) и изменение административных границ районов на территории субъекта Российской Федерации;
— установление (утверждение) и изменение городской и поселковой черты, а также генеральных планов городов и поселков окружного, областного, краевого и республиканского подчинения;
— определение порядка изменения целевого назначения земель и перевода их из одной категории в другую;
— определение размеров и порядка взимания платы за землю и установление региональной нормативной цены земли;
— утверждение региональных программ и схем рационального использования и охраны земель;
— установление льгот по налогам за землю;
— изъятие, в т. ч. выкуп земель для государственных нужд;
— организация проведения работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу и контролю за использованием и охраной земель.
К компетенции местных органов исполнительной власти отнесены:
— предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование;
— изъятие (выкуп) и предоставление земельных участков для муниципальных нужд;
— планирование использования земель и контроль за правильностью их использования в границах муниципальных образований;
— организация проведения работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель, реализации генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов в пределах, определяемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
— установление размеров платы за землю и льгот по земельному налогу для отдельных плательщиков, а также базовых ставок арендной платы за землю;
— взимание платы за землю;
— установление (корректировка) зональной нормативной цены земли в соответствии с действующим законодательством;
— установление предельных норм наделения граждан земельными участками в установленных законодательством случаях;
— охрана права собственности на землю и права землепользования.
Конкретные виды и объемы деятельности муниципальных органов по управлению земельным фондом устанавливаются федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации.
Основным органом специальной компетенции является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере ведения кадастра объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов недвижимости, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости и государственного мониторинга земель.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свои полномочия через систему территориальных органов по субъектам Российской Федерации и в муниципальных образованиях (городах и районах), федеральные государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, подведомственные Службе.
В связи с включением земли в перечень объектов недвижимого имущества и введением ее в гражданский оборот, а также в связи с отнесением к компетенции судов таких функций, как разрешение земельных споров и привлечение к ответственности за нарушение земельного законодательства, правомерно говорить об участии судебных органов наравне с государственными в процессе управления земельным фондом.
|
|
Вся система органов управления выполняет определенные функции по отношению к земле. Под функциями государственного управления земельным фондом понимаются основные направления деятельности государственных органов по обеспечению рационального использования и охраны земель. К ним относятся:
— планирование рационального использования и охраны земельных ресурсов;
— распределение и перераспределение земель между юридическими и физическими лицами;
— реализация закона о плате за землю;
— организация и осуществление землеустройства и земельного кадастра, а также мониторинга земель;
— осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;
— участие в разрешении земельных споров между земельными собственниками, землевладельцами, землепользователями;
— охрана права собственности на землю, права землевладения и права землепользования.
Некоторые из этих функций рассмотрим более подробно в следующих параграфах.
2. Государственный кадастр недвижимости