Правовые принципы управления земельными ресурсами

Теория права исходит из того, что «принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Отражаясь, прежде всего в нормах права, принципы пронизывают всю правовую жизнь общества, всю систему страны. Они характеризуют не только сущность, но и содержание права, отражают не только внутреннее строение, статику, но и весь процесс его применения, его динамику. Принципы права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных правовых актов, их издания, установления гарантий соблюдения правовых требований»[81].

В теории советского земельного права[82] выделяли следующие принципы земельного права:

1) социалистическая национализация земли;

2) право исключительной государственной собственности: на землю и
государственное управление землей;

3) право землепользования;

4) бесплатность землепользования;

5) плановость, целенаправленность и рациональность землепользования;

6) устойчивость землепользования;

7) приоритет права сельскохозяйственного землепользования;

8) охрана права государственной собственности на землю и права землепользования.

Новое развитие теория принципов земельного права получила в начальный период проведения земельной реформы 1990 г.

Принципы права присущие праву любой страны, но они не всегда лежат на поверхности. Как правило, их определяют непосредственно в законодательных актах (статьях, преамбулах конституционных и обычных законов). Но они также могут вытекать из содержания конкретных правовых норм.

В целом принципы права обусловлены характером общественных отношений соответствующего социального строя, его экономической структурой и отражают объективные закономерности общественного развития. По мнению М.Н. Марченко, «принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой покоятся и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся его система. Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой деятельности, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных его отраслей и институтов, правовых норм и правовых отношений, субъективного и объективного права»[83].

Иногда принципы права отождествляют или противопоставляют основным началам правового регулирования общественных отношений.Но принципы права выступают только одним из элементов основных начал правового регулирования общественных отношений и поэтому не могут отразить все содержание общих начал. Недопустимо так же противопоставлять принципы права основным началам правового регулирования общественных отношений, т.к. первое понятие определяется через второе, которое шире по содержанию. В то же время основные начала правового регулирования общественных отношений нельзя сводить лишь к целям и принципам права.

Соотношение понятий «основные начала правового регулирования земельных отношений» и «принципы земельного права» раскрывается также через такие категории как цель и задачи земельного права. Так, Г.В.Чубуков считает, что значение норм-принципов, «прежде всего, состоит в том, что они определяют цели, на которые должно ориентироваться все земельное законодательство при установлении содержания земельного правопорядка. Этот порядок должны охранять и укреплять специально уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления, а также граждане и юридические лица при использовании принадлежащих им земельных участков. Правовые принципы могут в определенных случаях служить ориентиром, позволяющим разрешать возможные земельные конфликты и споры между правообладателями земельных участков»[84].

По мнению И.О.Красновой, «своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества»[85].

Следовательно, цели и задачи земельного права как элементы основных начал правового регулирования земельных отношений обеспечивают формирование принципов земельного права. В свою очередь нормы-принципы земельного права как специализированные правовые нормы выступают носителями целей и задач земельного права, необходимыми правовыми средствами их достижения и решения.

Принципы земельного законодательства нашли отражение в Земельном кодексе Российской Федерации. Практическое значение принципов земельного права выделено в Комментарии к Земельному кодексу РФ под редакцией Р.В. Чубукова и М.Ю. Тихомирова. Авторы считают, что «рассматриваемые нормы-принципы в определенных случаях могут служить критерием, позволяющим разрешать возможные правовые коллизии при применении отдельных актов и норм земельного законодательства»[86]. Аналогичной точки зрения в Комментарии к Земельному кодексу РФ придерживается профессор С.А. Боголюбов, который определяет принципы права как основные положения, подходы к решению вопроса, к содержанию концепции, целям и задачам ее. По его мнению, в области любого знания, в сфере науки принципы играют огромную, порой решающую роль фундамента. На основе понятий, начал, принципов речь идет именно об основополагающих, принципиальных подходах к решению любых проблем.

По мнению Г.А. Волкова «принципы земельного права как элемент основных начал правового регулирования земельных отношений могут формироваться из смысла и содержания правовых норм, политических норм, на основании судебных решений, а также как достижения науки, выраженные в правовой доктрине. Однако принципы земельного права, закрепленные непосредственно в правовых нормах закона, становятся нормами-принципами. С другой стороны, нормы-принципы земельного права являются законодательными предписаниями, которые выражают и закрепляют принципы земельного права.

При этом нормы-принципы земельного права как элемент основных начал правового регулирования земельных отношений не только выступают как самостоятельная разновидность юридических норм, но и имеют важное практическое значение, которое обнаруживается на всех этапах проявления права: при правотворчестве, при реализации права и при систематизации законодательства[87].

О.И. Крассов в комментарии к главе I Земельного кодекса РФ, считает, что «в основе правового регулирования; земельных отношений лежат определенные начала, принципы, которые отражают характер и тенденции развития земельного законодательства»[88].

В связи с тем, что государство по отношению к земле выступает не только как собственник, но и как суверен и в качестве суверена проводит земельную политику, обеспечивающую рациональное использование и охрану земель, в литературе иногда выделяют принципы земельной политики и принципы земельной реформы.

По мнению Г.А. Волкова,[89] принципы земельной реформы составляют основу земельной политики и являются политическими нормами, имеющие значение, прежде всего, для правотворчества при проведении земельной реформы. Отдельные принципы земельной реформы могут служить для формирования принципов земельного права, а также стать правовыми нормами в виде юридических дозволений, запретов, предписаний и нормами — принципами, если они будут закреплены в нормативных правовых актах, а нормы-принципы — в законе.

Ю.Г. Жариков[90] отдельно от принципов земельного права выделяет следующие принципы земельной политики:

1) проведение за счет средств государственного бюджета работ по изучению и картографированию земель, их госрегистрации, земле- и лесоустройству;

2) ведение государственного земельного кадастра;

3) создание государственных служб по оперативному управлению в области рационального использования и охраны земель (почв) и надзору за всеми пользователями земли;

4) плановость в использовании земель, включающий:

а) изучение спроса на землю и ее распределение между претендентами;

б) резервирование земель, для нужд будущих пользователей с ограничением права застройки или иных трансформаций земель, налагаемых на наличных пользователей;

в) обеспечение комплексного использования полезных свойств земли.

Очевидно, что принципы земельной политики составляют основу государственной земельной политики, которая, в свою очередь, является составной частью государственной политики. Однако при этом следует различать политическую норму и политическую оценку правовой нормы. Политическая норма может быть выражена в нормативно-правовом акте государства, но, она может быть выражена и в политическом акте непосредственно. Юридическая норма имеет политическое значение в том смысле, что к её оценке применяется политический подход, критерий, что она устанавливается, компетентным государственным органом или органами. Однако политический критерий, его содержание не следует абсолютизировать и таким образом, «политизировать» все нормы права.

С.С. Алексеев, считает, что «право под рассматриваемым углом зрения есть явление в известном смысле «государственное». В нем зримо или незримо присутствует государственный момент, на нём лежит «отпечаток» государственной власти как раз с той её стороны, которая характеризуется возможностью использования принуждения. Вместе с тем, не следует понимать определяющую роль государства по отношению к праву упрощенно, исключительно в авторитарном смысле (когда право рассматривается не более чем орудие, инструмент государства, хотя такое узкое, преимущественно этическое функционирование права и возможно). Всё же главное в миссии государства по отношению к праву состоит в том, чтобы сообщить определенным нормам, принципам, положениям особое юридическое качество, а затем они начинают действовать сами, в значительной мере самостоятельно, и это действие может быть обращено уже и против государства. Таким образом,принципы земельной политики как политические нормы могут служить для формирования принципов земельного права, а также стать правовыми нормами в виде юридических дозволений, запретов, предписаний и нормами-принципами земельного права, если они будут закреплены в нормативном правовом акте, а нормы-принципы — в законе.

Важным звеном государственной политики является проведение земельной реформы. В связи с этим принципы земельной реформыявляются политическими нормами, направленными на формирование нового законодательства. В то же время, по мнению Е.А. Галиновской, «принципы земельной реформы следует отличать от новых принципов земельного права, введенных той же реформой, например, от принципа платности землепользования, самостоятельного хозяйствования на земельном участке и других. Принципы земельной реформы должны аккумулировать отношение государства не только к формам собственности на земельные участки, но и к тому, какой круг субъектов должен быть включен в земельную реформу; каков должен быть объект (земли какого назначения) использования; как должны быть распределены основные функции проведения реформы среди органов государственной власти и местного самоуправления»[91].

Примером политических норм, содержащих принципы земельной реформы, могут служить Федеральные целевые программы: «Республиканская программа проведения земельной реформы на территории РСФСР», утверждённая Советом Министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30 [92] и «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 — 2002 годы», утверждённая постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999r. №694.[93] Цели и содержание самой земельной реформы, цели программ развития реформы выступили основой формирования принципов земельной реформы.

Основные принципы государственного регулирования земельных правоотношений вытекают из общих правовых (конституционных) и отраслевых принципов земельного законодательства, а также и особенностей земли как объекта земельных отношений.

Ведущее место в иерархии законодательных и всех иных нормативных актов государства занимает Конституция Российской Федерации. Она имеет высшую юридическую силу и поэтому все законы и любые подзаконные акты, принимаемые на федеральном уровне, в субъектах Федерации, органах местного самоуправления не должны и не могут противоречить Конституции России.

«Конституция, как отмечает В.Д. Карпович, не только правовой акт. В преамбуле и статьях Конституции содержатся основные нравственные ориентиры справедливости для; нашего общества и государства. [94]

По мнению А. Голощапова, «Конституционные принципы оказывают регулирующее воздействие не только в рамках отрасли конституционного права, но и определяют ведущее направление и тенденции правового регулирования общественных отношений в целом, устанавливая основные начала правотворчества и правоприменения» [95].

С.С. Алексеев подчеркивает, что Конституция — «это основной, «заглавный» закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества».[96] Поэтому развитие всех законодательных актов, прежде всего, должно быть направлено на реализацию положений Конституции Российской Федерации.

По мнению С.А. Боголюбова, содержащиеся в Конституции положения, «в полной мере могут рассматриваться в качестве основ регулирования той или иной сферы общественных отношений».[97] Применительно к управлению земельными ресурсами такими являются конституционные положения, устанавливающие:

- основы правового режима земли как природного объекта и природного ресурса;

- права граждан на землю;

- предметы ведения РФ и субъектов в сфере регулирования земельных отношений.

Основы правового режима земли как природного объекта и природного ресурса опираются на следующие конституционные положения:

- земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов Российской Федерации, проживающих на соответствующей территории (ч.1 статьи 9 Конституции);

- земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной,
государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 статьи 9 Конституции);

- в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч.2 статьи 8 Конституции).

Право граждан на землю провозглашают следующие конституционные положения:

- граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч. 1 статьи 36 Конституции);

- право частной собственности охраняется законом (ч. 1 статьи 35 Конституции);

- никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч.3 статьи 35 Конституции);

- принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и
равноценного возмещения (ч.3 статьи 35 Конституции);

- право наследования гарантируется (ч.4 статьи 35 Конституции);

- владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч.2 статьи 36 Конституции);

- каждый вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, собственником которого он является, как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.2 статьи 35 Конституции);

- каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ч.2 статьи 6 Конституции);

- иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором Российской Федерации (ч.3 статьи
62 Конституции).

Конституционные положения, устанавливающие право граждан на землю являются составной частью основ правового статуса личности в Российской Федерации, закрепляют права и свободы человека и гражданина, которые являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Права и свободы человека и гражданина не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Они могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере регулирования земельных отношений определяют следующие конституционные положения:

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользование, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «в», «д» и «к» ч.1 статьи 72 Конституции);

- разграничение государственной собственности на землю находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «г)» ч.1 статьи 72 Конституции);

- по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч.2 статьи 76 Конституции);

- федеральная государственная собственность на землю и управление ею находятся в ведении Российской Федерации (пункт «д» статьи 71 Конституции);

- управление федеральной собственностью на землю осуществляет Правительство Российской Федерации (пункт «г)» ч.1 статьи 114 Конституции);

- законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.5 статьи 76 Конституции);

- в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч.2 статьи 77 Конституции).

Принципы права могут быть сформулированы в нормативных правовых актах Президента РФ и Правительства РФ. Однако формально они должны быть закреплены как нормы-принципы лишь в федеральном законе. Требование о закреплении основных принципов в регулировании правовых отношений федеральными законами установлено и Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст.12).

Оно вытекает из статьи 71 Конституции, согласно которой к предмету ведения Российской Федерации отнесены:

- регулирование прав и свобод человека и гражданина (подпункт «в»);

- управление федеральной государственной собственностью (п.п. «д»);

- установление основ федеральной политики и федеральные: программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (п.п. «е»);

- установление правовых основ единого рынка (п.п. «ж»).

- Эти положения нашли отражение в статье 9 Земельного кодекса РФ, в которой, кроме того, предусмотрен ряд других полномочий Российской Федерации в области земельных отношений:

- установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

- установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

- разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

- установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

- изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;

- управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности); государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ, управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ (п/п «г» пункта 1). Ряд своих функций Правительство РФ осуществляет через федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции.

В связи с тем, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона следует, что принципы земельного права могут быть закреплены лишь в правовых нормах федеральных законов, а не в подзаконных федеральных нормативных правовых актах, не в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, и не в нормативных правовых актах органов местногосамоуправления. Закрепление принципов земельного права, являющихся составной частью основ федеральной политики, находится в ведении Российской Федерации.

В подзаконных федеральных нормативных правовых актах (указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти), в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и в нормативных правовых актах органов местного самоуправления принципы земельного права могут лишь формироваться, а также реализовываться в регулятивных и правоохранительных правовых нормах.

Отраслевые принципы регулирования земельных правоотношений сформулированы в ст.1 Земельного Кодекса Российской Федерации. В числе основных принципов выделены следующие:

- учет земли как важнейшей составной части природы, природного ресурса средства производства в сельском и лесном хозяйстве, как объекта собственности и иных прав на землю;

- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве, перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;

- приоритет охраны жизни и здоровья человека;

- участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, полагающихся их прав на землю;

- единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними иных объектов;

- приоритет охраны особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;

- платность пользования землей;

- деление земель целевому назначению на категории;

- разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;

- дифференцированный подход к установлению правового режима земель с учетом природных, социальных, экологических и иных факторов;

- сочетание интересов всего общества и каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком;

- разграничение действий норм земельного и гражданского законодательства в части регулирования отношений по использованию земельного участка;

- принцип государственного регулирования приватизации земель.

Принципы, основанные на особенности земли как объекта земельных отношений, вытекают из условий образования и развития земли. Так как земля возникла не по воли человека, а, наоборот, задолго до появления его самого, и является материальной основой его жизнедеятельности, то при управлении земельными ресурсами приоритетны значение учета особенностей земли как природного ресурса, места обитания человека и средства производства, а не право собственности на землю. Собственник земельного участка имеет право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться своим земельным участком только в той мере, в какой это не наносит ущерб окружающей среде, жизни и здоровью граждан.

При регулировании использования и охраны земли должно быть обеспечено сочетание интересов всего общества и каждого гражданина в частности на владение, пользование и распоряжение земельными участками. В значительной мере это обеспечивается при разграничении государственной собственности на землю на собственность РФ, ее субъектов и собственность муниципальных образований.

Принципы земельного права могут быть классифицированы также по иным основаниям. Различают: общие; межотраслевые; отраслевые.

Общие принципы распространяются на всю систему права, являются юридической базой для всего Российского законодательства. Они закреплены в Конституции РФ и составляют конституционные основы земельного права.

Межотраслевые правовые принципы охватывают собой две или более смежных отраслей права. В частности, могут быть выделены правовые основы:

- использования земель;

- охраны земель.

Межотраслевой характер первой группы принципов проявляется при соприкосновении земельного права с иными природоресурсными отраслями права; с гражданским правом, с правовыми нормами законодательства о градостроительстве, а второй группы принципов — при соприкосновении земельного и экологического права.

Отраслевые принципы права распространяются лишь на конкретные отрасли права: конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права. На основе отраслевых принципов земельного права создаются и реализуются правовые нормы только земельного права. Среди них могут быть выделены принципы отдельных правовых институтов земельного права: принципы проведения землеустройства, принципы ведения государственного земельного кадастра, принципы использования и охраны отдельных категорий земель.

И.А. Иконицкая подчеркивает, что «перечень принципов земельного права не является исчерпывающим. В литературе выделяют и другие принципы земельного права. Однако закрепленные в ст. 1 ЗК РФ принципы можно рассматривать как основополагающие и имеющие приоритетное значение при регулировании земельных отношений». [98]

В условиях проведения экономической реформы 90-х годов огромным изменениям подвергся важнейший отраслевой принцип земельного права — принцип собственности на землю. Вместо господствовавшего ранее принципа исключительной государственной собственности на землю утвердился принцип множественности и правового равенства форм собственности на землю.

Одним из первых сформулировал принципы земельного права применительно к новым условиям реформирования земельных отношений Б.В.Ерофеев.[99]

Он выделил следующие принципы:

1) приоритет экологического благополучия окружающей среды в
данном регионе при использовании земель;

2) приоритет интересов народов, населяющих данную территорию, и
защита прав отдельного человека;

3) приоритет земель сельскохозяйственного назначения;

4) принцип целевого использования земель;

5) принцип устойчивости права на землю;

6) принцип равноправного положения всех форм земельной собственности и всех форм хозяйственной эксплуатации угодий;

7) принцип выравнивания экономико-правовым путем условий хозяйственной эксплуатации земель;

8) принцип платного использования земель;

9) принцип рационального использования земель;

10) принцип комплексного подхода в использовании земель;

11) принцип плановости использования земель;

12) принцип подконтрольности использования земель государству.

Исходя из принципа множественности и правового равенства форм собственности на землю, Е.Н. Колотинская выделяет несколько иные принципы земельного права:

1) принцип нахождения земли в гражданском обороте;

2) принцип государственного управления землей;

3) принцип множественности форм использования земли на основе права частной, общей долевой, общей совместной собственности, аренды земельного участка;

4) принцип самостоятельного хозяйствования на земле и равенства всех субъектов, осуществляющих использование земли;

5) принцип судебной защиты права на земельный участок, возмещения вреда, причиненного нарушением требований законодательства о земле, и убытков, причиненных изъятием земель для государственных или общественных нужд;

6) принцип рационального использования земель;

7) принцип целевого использования земли;

8) принцип устойчивости права на землю;

9) принцип платности использования земли;

10) принцип экологизации земельного права.

Исходя из действующего земельного законодательства, И.А. Иконицкая выделяет следующие его принципы:[100]

1) сочетания регулирования использования земли в качестве природного ресурсам объекта недвижимости и основного средства производства;

2) многообразие субъектов права собственности на землю;

3) множественность прав на землю;

4) равенство участников земельных отношений в защите своих прав на землю;

5) недопустимость противоречащего закону вмешательства государства в деятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей;

6) государственное управление земельными ресурсами;

7) платность землепользования;

8) приоритет сельскохозяйственного землепользования при учете качества сельскохозяйственных угодий.

По мнению Ю.Г. Жарикова земельное право базируется на несколько иных принципах:

1) приоритет сельскохозяйственного использования земель перед другими возможными вариантами их использования;

2) экологическая безопасность как ведущее начало при выборе способов и методов использования земли;

3) забота об интересах будущих поколений при осуществлении контроля деятельности землепользователей;

4) льготное предоставление земли природоохранным, оздоровительным, культурным и некоторым другим некоммерческим организациям.

По мере совершенствования земельного законодательства совершенствуются и принципы земельного права. Так, в учебнике «Земельное право» издания 2000 г. О.И. Крассов выделял следующие принципы земельного права:

1) принцип равенства публичной и частной форм собственности на землю;

2) право государства осуществлять регулирование использования и охраны всех земель в стране, не зависимо от форм собственности на них;

3) принцип обеспечения рационального использования и охраны земель;

4) принцип приоритета сельскохозяйственного использования земель их охраны,

5) принцип использования земель в соответствии с целевым назначением;

6) принцип платности использования земель;

7) обеспечение защиты прав юридических лиц и граждан на землю. [101]

После принятия нового Земельного кодекса РФ в 2001г., в котором были сформированы основные принципы земельного законодательства, О.И. Крассов[102] на их основе выделил 3 группы принципов современного земельного права:

1) принципы, обеспечивающие баланс публичных и частных интересов в сфере регулирования земельных отношений;

2) принципы, обеспечивающие публичные экономические интересы в сфере регулирования земельных отношений;

3) принцип определения сферы земельного законодательства и земельного права как самостоятельной отрасли.

Таким образом, из анализа источников и научных исследований по земельному, природоресурсному, аграрному и экологическому праву следует, что единого понимания о системе принципов земельного права пока нет, и оно развивается вместе с развитием земельного законодательства.

Посильный вклад в теорию и практику формирования принципов земельного законодательства могут внести юридические структуры субъектов РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: