Акшай Тритийя

Благородные люди, выполнившие аскезу, известную как варшитап, символически завершают её принятием сока сахарного тростника в тени храмов Сатрунджаи. Именно в этот день тиртханкара Ришабха завершил годовой пост. Весьма благотворным считается паломничество в Сатрунджаю в этот день. Выпадает он на третий день светлой половины месяца Вайшакх.

Примечания переводчика:

Параматма: Высшее «Я».

Все названия месяцев даны здесь в соответствии с их произношением в хинди. Отличие фонетического принципа хинди от санскритского состоит, в частности, в том, что гласный «а», входящий в букву-слог алфавита деванагари, в конце слов не читается (за исключением случаев с тремя согласными подряд). На долгий «а» данное правило не распространяется.

Паушадха врата: подражание жизни монаха, включая соблюдение пяти великих обетов (маха врата) в течение одного, но иногда и большего числа дней.

В это время выполняется девятидневный аямбил (Вид поста, во время которого пища принимается один раз в день в одном месте. При этом она должна быть безвкусной и приготовленной без приправ. Запрещается употребление молока, творога, топлёного и растительного масла, зелёных и свежих овощей.), начинающийся на 6-7-й день светлой половины месяцев Ашвин и Чайтр, и заканчивающийся с полнолунием. Это повторяется 4,5 года. Можно провести более строгий, чем обычно, аямбил, принимая лишь один вид пищи.

Под термином «навапада» подразумеваются Пять Высочайших: архаты, сиддхи, ачарьи, упадхьяи и монахи, а также знание, вера, поведение и аскеза.

Оба варианта: «асадх» и «ашадх» равноправны.

Оба варианта: «пус» и «пауш» (орфографически) равноправны.

Трёхдневный пост, во время которого запрещается приём любой пищи.

Годовая аскеза (буквальное значение слова «варшитап» именно таково), во время которой верующий ест через день, ограничиваясь при том одним или двумя приёмами пищи. Выполняется в память аскезы Ришабхи, первого тиртханкары, который в течение года после отречении от мира отказывался от сбора подаяния.

Главный священный праздник джайнов - Парьюшана отмечается, согласно предписанию Джины Махавиры, в сезон дождей. Он начинается с поста. Затем миряне принимают обеты и живут как монахи, проводя целые дни в медитации и молитве в монастыре или в уединении.

марта в честь годовщины со дня рождения Джины Махавиры отмечается праздник Махавир джаянти.

В октябре - ноябре празднуется общий с индуистами праздник Дивали. Джайны в этот день зажигают огни в память о нирване Махавиры. В храмы приносят сладости, совершается особое паломничество в Паву.

Дважды в год, весной и осенью джайны в течение девяти празднуется Сиддха-чакра-пуджа - праздник всех святых. В эти дни в храмах почитают священное колесо сиддха-чакру. Каждый день его омывают в пруду.

В праздники джайны не устраивают народных гуляний или танцев, поскольку веселье считается не подобающим суровой реальности жизни. Праздники джайны проводят в постах и молитвах, отправляются в паломничества к святыням.
3. Основные направления джайнизма
Учения Махавиры были переданы нам ганадхарами в форме писаний (агам). Они были составлены в виде двенадцати частей, известных как двадашанги. Эти сочинения были доступны всем последователям джайнской веры, однако в течение очень долгого периода передавались только в устной форме. Примерно через 160 лет после нирваны Махавиры двенадцатая анга была утеряна и джайны разделились на две группы: шветамбаров и дигамбаров. Монахи-шветамбары носили белые одежды, а дигамбары не носили одежду вообще.

В течение последующих веков дигамбары разделились на следующие подсекты:

Главные подсекты:

. Бисапантха.

. Терапантха.

. Таранапантха, или Самамнаяпантха.

Второстепенные подсекты:

. Гуманапантха.

. Тотапантха.

Последователи бисапантхи поддерживают дхарма-гуру, т.е. религиозных руководителей, известных как бхаттараки, которые также возглавляют джайнские монастыри. В своих храмах бисапантхи поклоняются статуям тиртханкаров, а также Кшетрапале, Падмавати и другим богам. Сегодня почти все дигамбара-джайны из Махараштры, Карнатаки и южной Индии, а также значительная часть дигамбаров Раджастхана и Гуджарата являются последователями бисапантхи.

Секта терапантха возникла в северной Индии в 1683 году эры Викрама в результате недовольства властью и поведением бхаттараков, т.е. религиозных руководителей дигамбаров. В своих храмах терапантхи устанавливают лишь изображения тиртханкаров, а не Кшетрапалы и прочих богов. Кроме того, они почитают изображения не цветами, фруктами и зелёными овощами, а священным рисом, называемым «акшата», гвоздикой, сандалом, миндалем, сухими кокосами, финиками и т.д.

Терапантхи являются реформаторами. Они возражают против различных религиозных практик других сект, которые, по их мнению, не могут быть подлинно джайнскими практиками. В историческом контексте Терапантхи выполнили важную задачу по спасению дигамбаров от рук своевольных бхаттараков и потому занимают особое место среди дигамбарского сообщества.

Подсекта таранапантха названа в честь учителя Таранасвами. Эта подсекта также называется самамнаяпантха, поскольку её последователи поклоняются священным книгам (самамная), а не изображениям. Таранапантхи сурово осуждают поклонение изображениям, но сами имеют собственные храмы, в которых держат священные книги для поклонения. Во время поклонения они не подносят ни фруктов, ни цветов. Помимо священных книг дигамбаров они также поклоняются 14 книгам, написанным их основателем Таранасвами. Таранапантхи придают большое значение духовным ценностям и изучению священной литературы.

Согласно секте Гуманапантха, зажигание свечей и ламп в джайнских храмах строго запрещается, поскольку они считают это нарушением фундаментального учения джайнской религии - ненасилия. Они лишь посещают храмы и смотрят на статуи, но не делают никаких подношений.

Тотапантха возникла из-за разногласий между бисапантхами и терапантхами.

Подобно дигамбарам, шветамбары также разделены на три основные подсекты:

. Муртипуджака.

. Стханакваси.

. Терапантхи.

Первоначальная группа шветамбаров известна как муртипуджака, поскольку они поклоняются изображениям. Они предлагают своим статуям цветы, фрукты, шафран и т.д. и неизменно украшают их богатыми одеждами и искусными орнаментами. Их аскеты при разговоре закрывают рот белыми повязками, хотя иногда держат их в руках. Они живут в храмах или специально отведённых строениях, известных как упашрая. Они собирают пищу в чаши в домах домохозяев, но принимают её там, где живут.

Главным принципом секты Стханакваси был отказ от идолопоклонения. Помимо вопроса о поклонении изображениям, стханакваси не сильно отличаются от прочих шветамбаров, и сейчас они неизменно называют себя шветамбара-стханакваси. Тем не менее, между стханакваси и муртипуджака-шветамбарами существуют определённые различия в выполнении некоторых религиозных практик. Стханакваси вообще не верят в поклонение изображениям и, как таковые, не имеют храмов, а лишь молитвенные залы, где они и проводят свои посты, праздники, молитвы, практики, дискуссии и т.д. Кроме того, аскеты-стханакваси постоянно закрывают рты повязками, и не используют повязок каких-либо цветов, кроме белого.

Подсекта терапантхи выделилась из стханакваси. Её основал Свами Бхикканаджи Махарадж. Терапантхи также не поклоняются изображениям и представляют собой хорошо организованную группу под руководством одного ачарьи. Аскетизм терапантхов считается очень строгим. Одежда их монахов и монахинь похожа на одежду стханаквасинов, но есть разница в длине мухапатти - белой повязки, которой они закрывают рот. Терапантхи считают, что поклонение изображениям не ведёт к освобождению и придают большое значение практике медитации. Появление терапантхов было последним большим расколом среди шветамбаров, и это движение становится всё более популярным.
Заключение
Религия джайнизма не легла в основу учения большого числа культов. Однако строгость ее требований нашла выражение в богословских доктринах ряда религиозных движений. По сравнению с индуизмом джайнизм предлагает людям очень короткий путь к достижению нирваны.

В основу джайнизма лег основной постулат индуизма: главная проблема человека заключается в материальном аспекте его существования. Джайнизм видит решение этой проблемы в том, чтобы встать на путь строгого аскетизма, самоограничения и самоотречения. В некоторых современных религиозных движениях и культах на первый план выдвигается именно эта древняя джайнистская идея, в которой главную роль играют не нравственные и духовные требования к личности, а отрицательный подход к материи.

В течение 30 лет жизни Махавира распространял свое учение среди населения Индии. Однако дальнейшая история показывает, что джайнистская религия не обладала высоким миссионерским духом. Она не только не распространилась за пределы Индии, но и в своей стране имела весьма ограниченное число последователей. Среди населения современной Индии, в которой насчитывается более 800 миллионов жителей, к джайнизму принадлежит лишь около 3 миллионов. Но несмотря на это, идеи джайнизма оказали влияние на людей в других странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: