Основные усилия при исполнении бюджета города направляются на максимальную мобилизацию в бюджет собственных налоговых и неналоговых доходов.
Основным постоянным доходным источником местного бюджета является налог на доходы физических лиц. Доля налога на доходы физических лиц составляла в собственных доходах бюджета в 2010 году 39,9%, в 2011 – 38,4%, 2012 году - 37%. Снижение доли налога на доходы физических лиц происходит из-за увеличения доли поступления земельного налога.
Специальные режимы.В 2010 году налоги от специальных режимов занимали 15,8% собственных доходов бюджета, в 2011 году его доля составляет 12,8%, в 2012 году 13,5%. Снижение в структуре собственных доходов по сравнению с 2010 годом произошло из-за изменения нормативов отчислений налогов в бюджеты городов и из-за увеличения взносов на обязательное пенсионное страхование.
Земельный налог. В 2010 году доля земельного налога составляла29,4% собственных доходов бюджета, в 2011 году - 27,9%, в 2012 году – 31,5%. Увеличение произошло из-за изменения ставок земельного налога с 1,2% до 1,5%.
В бюджет города в 2012 году поступило всего доходов в сумме 260562 тыс. руб., в том числе собственных доходов 182233 тыс. руб., доля которых в консолидированном бюджета города составила 69,9 %, и 78329 тыс.руб. безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составили 152287 тыс. руб., их доля в собственных доходах бюджета города составила 83,6 %. Неналоговые доходы составили 29946 тыс. рублей. Структура доходов бюджета представлена в таблице 6.1.1.
Таблица 6.1.1
Структура доходов бюджета города Белокуриха, тыс. руб.
| план | ||||
| Доходы бюджета, из них: | 271307,5 | 283758,5 | 260561,8 | 253587,7 |
| Налоговые доходы, из них: | ||||
| Налог на доходы физических лиц | ||||
| Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | ||||
| Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | ||||
| Единый сельскохозяйственный налог | - | |||
| Налог на имущество физических лиц | ||||
| Земельный налог | ||||
| Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | ||||
| Государственная пошлина | ||||
| Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | -142 | - | ||
| Неналоговые доходы, из них: | ||||
| Арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды за земли городских поселений до разграничения государственной собственности на землю | ||||
| Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти, органов местного самоуправления и созданных ими учреждений и в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий | ||||
| Плата за негативное воздействие на окружающую среду | ||||
| Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | ||||
| Административные платежи, сборы, штрафы, санкции, возмещение ущерба, доход от оказания платных услуг, прочие неналоговые доходы | ||||
| Прочие неналоговые доходы | -1460 | - | ||
| Средства, полученные в рамках межбюджетных отношений (дотации, субвенции, трансферты) | 97472,5 | 77206,5 | 78328,8 | 53645,7 |
Основная часть собственных доходов бюджета формируется за счет самого крупного налогоплательщика города – предприятий санаторно-курортной сферы.
Формирование бюджета города в разрезе доходных источников наглядно представлено на рисунке

Если в 2010 году собственные доходы бюджета города составляли 64,1 %, а финансовая помощь – 35,9 %, то в 2012 году собственные доходы составили 69,9%, финансовая помощь из федерального и краевого бюджетов составила 30,1%, из-за того, что город в 2011 и 2012 годах не вошел в программу «капитального ремонта многоквартирных домов».
Динамика платежей всего во все уровни бюджетной системы по городу и приходящихся на долю местного бюджета доходов представлена в таблице:
Динамика платежей во все уровни бюджетной системы города, тыс. руб.
| Показатели | год | год | год | год | год |
| Поступило платежей всего во все уровни бюджетной системы по городу, тыс. руб., в том числе направлено в: | |||||
| Федеральный бюджет | |||||
| Региональный бюджет | |||||
| Местный бюджет | |||||
| Удельный вес налогов, поступивших в местный бюджет от собранных на территории города | 37,5 | 35,9 | 41,0 | 43,0 | 33,8 |
Анализ налоговых платежей за период с 2008 по 2012 годы показывает, что доля собственных налогов в общем объеме налогов во все уровни бюджетов до 2012 года увеличивалась, а в 2012 году уменьшилась из-за изменения нормативов отчислений налогов в бюджеты городов.

Основополагающим принципом распределения бюджета является социальная направленность.
Средства бюджета города расходовались в соответствии с приоритетами социально-экономического развития города и Алтайского края. Последовательно осуществлялась реализация соглашения об оздоровлении государственных финансов и экономии расходов местного бюджета.
Расходы муниципального образования город Белокуриха по годам представлены в таблице и на рисунке.
Расходы муниципального образования город Белокуриха, тыс. руб.
| Показатель | |||||
| Всего расходов | |||||
| Профицит, дефицит собственных средств бюджета | 4571,4 | -13296 | -9667 | -2814 | |
| Дефицит собственных средств бюджета в общих расходах бюджета, % | - | 5,6 | 3,4 | 1,0 | - |

Рассмотрим структуру доходов и расходов бюджета
Структура доходов и расходов бюджета города, уровень доходов на одного жителя города, тыс. руб.
| Оценка | ||||
| Доходы бюджета города | 271307,5 | |||
| в том числе: | ||||
| Собственные доходы их доля в доходах бюджета города, % | 64,1 | 72,8 | 69,9 | 78,8 |
| Налоговые доходы в собственных доходах их доля в собственных доходах, % | 90,2 | 84,4 | 83,6 | 83,7 |
| Безвозмездные перечисления из регионального бюджета | 97472,5 | |||
| Расходы бюджета города | ||||
| Доходы на одного жителя города, руб. | ||||
| Расходы на одного жителя города | ||||
| Численность населения, (среднегодовая), тыс. чел. |
Максимальная доля расходов в 2010-2012 годах приходилась на жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и социальную политику. В 2012 году на финансирование социальной сферы направлено 69,8 % расходов бюджета города. По сравнению с 2011 годом расходы бюджета города снизились на 18,2 %, из-за передачи полномочий по финансированию сферы здравоохранения на краевой уровень.
Структура расходов бюджета города представлена в таблице.
Объем расходов бюджета города, тыс. руб.
| Наименование | |||
| Расходы, всего: из них | |||
| Общегосударственные вопросы | |||
| Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | |||
| Национальная экономика | |||
| Жилищно-коммунальное хозяйство | |||
| Образование | |||
| Культура, кинематография и средства массовой информации | |||
| Здравоохранение и спорт | |||
| Социальная политика | |||
| Национальная оборона | |||
| Охрана окружающей среды | - | - |
Позитивным результатом целенаправленного расходования бюджетных средств при ограниченной доходной базе можно считать не допущение просроченной кредиторской задолженности бюджета и бюджетных организаций.






