Дата __________
Занятие № 17.
Тема: «Звук и буква С»
Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука [С], знакомство с
буквой С.
2. Определение места звука в слове.
3. Деление слов на слоги. Звуко-слоговой анализ слов типа суп.
4. Составление предложения с данным словом по предметной картинке.
5. Закрепление образования множественного числа существительных.
6. Составление рассказа по сюжетной картинке с помощью вопросов.
Оборудование: предметные картинки на [С] на панно, сюжетная картинка «Соня
и собака», наборы для составления схем, тетради, карандаши, разрезные
азбуки.
Ход занятия.
1. Оргмомент (припоминание слов начинающихся на твёрдые согласные).
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Знакомство с темой:
а) отгадывание загадок:
Лежит под крылечком, хвост колечком. (Собака)
Сто одёжек - все без застёжек. (Капуста)
Хвост пушистый, мех ворсистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)
Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолёт)
|
|
б) проговаривание получившегося ряда слов – игра «Запомни, повтори»;
в) выделение звука [С].
4. Произнесение звука [С], характеристика: согласный, свистящий, твёрдый.
5. Воспроизведение слоговых рядов:
са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс ста-сто-сту-сты аст-ост-уст-ыст
Со-су-сы-са ос-ус-ыс-ас сто-сту-сты-ста ост-уст-ыст-аст
Су-сы-са-со ус-ыс-ас-ос сту-сты-ста-сто уст-ыст-аст-ост
Сы-са-со-су ыс-ас-ос-ус сты-ста-сто-сту ыст-аст-ост-уст
6. Выделение на слух звука [С], дифференциация С-С’- З-Ш-Ц-Щ: сом, щётка, зайка,
Собака, шум, стал, самолёт, зубы, сядь,цапля, посуда, сирень, шуба, квас, синий,
Сон, щель, самосвал, поднос, закат.
7. Произнесение слов со звуком [С]:
а) проговаривание картинок на панно;
б) игра «Закончи предложение» - дополнение предложений словами в единственном
или множественном числе по картинкам на панно:
В лесу растут высокие (сосны). На опушке леса стоит стройная (сосна). На
деревьях пожелтели (листья). Соня рисует кленовый (лист). На улице ночью
громко лают (псы). В нашем дворе живёт большой и умный (пёс). Мама
поставила на стол чистые (стаканы). Она взяла в руки стеклянный (стакан).
в) проговаривание оставшихся картинок, определение места звука [С] в словах.
8. Составление предложений по индивидуальным картинкам:
а) подбор имён на С: Таня, Катя, Соня, Дима, Саня, Толя;
б) составление, проговаривание предложений по образцу:
Соня ест суп из миски.
9. Физкультминутка со скороговоркой:
На кокосы, на кокосы налетели мы как осы.
А кокосы высоко, а кокосы далеко.
10. Деление слов на слоги – знакомство с игровыми способами определения слогового
состава.
11. Звуко-слоговой анализ слова суп, составление схемы слова.
|
|
12. Знакомство с буквой С: рассматривание, отыскивание, контур, печатание.
13. Упражнения с разрезной азбукой: звуковой анализ, синтез, преобразование по следам
анализа: ас – са – сам - сом