Традиционный (старый) институционализм

Начало 20 века. Американская и иенституциональная школа (Веблен, Команс, Митчелл). Черты:

1)неоднородность;

2) критико-решение экономических проблем с позиции невмешательства: рынок не является совершенным механизмом, допускает так называемые «провалы» к кот относ дипрессия, безработица, дискриминация, информационное несовершенство. Все это связано с несовершенством институтов;

3)характерное отличие, анализ несовершенства экономической системы, уделяли внимание эмпирической составляющей, междисциплинарность.

Теория праздного класса, 1899. Критика принципов рациональности: поведение человека зависит от инстинктов и привычек.

Индивид опирается в своем выборе на максимизацию не полезности, а своего престижа в глазах окружающих (мода, автомобиль и др).

Поскольку именно привычки и инстинкты определяют поведение, экономика д.б эволюционной наукой.

Основные положения критики неоклассики:

1.Неоклассика при анализе экономического поведения не учитывает приобретенный социально-экономический опыт, знания навыки.

2.Игнорирует социальное влияние на предпочтения.

3.Неоклассика – система логических и математических выводов, взятых из бизнеса и психологии, часто ошибочных => прогнозы поведения индивидов некорректны.

Философские объяснения без выдвижения к-л модели, позволяющей предсказывать динамику развития того или иного института.

Уэсли Клэр Митчелл. «экономические циклы» 1913. фундаментальное исследование циклов деловой активности на базе эконометрических методов.

Проблема цикличности – не в равновесных состояниях. Причина в следующем противоречии:

- технологические факторы вызывающие изменения

- институциональные факторы, ограничивают эти изменения и задают стабильную социальную структуру.

Институты стандартизируют поведение людей, что на макро уровне позволяет увидеть регулярность динамики экономики в целом.

Коммонс «Правовые основы капитализма» 1924.

Существует проблема редкости ресурсов

Надо решать задачу их распределения надо кооперировать эк агентов

Конфликт интересов

Кооперация возможна лишь при коллективных действиях.

Организованные формы коллективных действий – государство, полит партии, суды, профсоюзы, фирмы и др, а также правила, нормы, обычаи и законы, регулирующие

деятельность рабочих и фирм.

Почему традиционный институционализм не вытесняет неоклассику?

Внешние факторы:

- потеря междисциплинарности (снижение интереса к изучению инстинктов и привычек в

психологии, выделение социологии в самостоятельную науку и т.д);

- великая депрессия, не объяснимая теорией Митчелла;

- появление и развитие кейнсианства, отнесшего агрегированное экономическое производство к мейнстриму экономики.

Внутренний фактор: сепаратизм, развитие собственной версии институционализма без попыток объединения в единое учение.

К концу 1940 х гг институционализм как единая экономическая программа, где анализируются и количественные методы, и циклы деловой активности, которая связана с психологией, правом и социологией, практически перестала существовать (исключения есть).

Джон К. Гелбрейт. «Новое индустриальное общество» 1967; «Экономические теории и цели общества» 1973.

Главный тезис:

- на современном рынке никто не обладает всей полнотой информации, знания каждого носят специализированный и частный характер;

- полнота информационного поля достижима только при объединении частных знаний в рамках организиции.

Основные понятия: рутины, ментальные модели и ценности, нормы и правила, институты. Рутины - образцы, шаблоны, модели поведения, которые не требуют рационального обдумывания, выполняются автоматически, являются предсказуемыми. Рутины: технологические- взаимодействие человека и природы. Отношенческие- между людьми. Экономия на издержках принятия решений, формирование ожиданий, предсказуемости поведения, возможность координации действий. Действия человека стереотипны на 90-95%.эти действия не обдумываются. Компоненты рутины: знания, навыки. Ментальные модели и ценности (ММ)- основа современных действий моделей (одинаковое восприятие, интепритация реальности). ММ на зависят от системы ценностей сложившейся культуры. Ценности- составная часть культуры(индивидов и общества в целом). Ценности характеризуют планы действий: «это хорошо»,«это плохо». Ценности: абсолютные- мы им следуем независимо от своей выгоды при любых обстоятельствах. Относительные- только пока это выгодно. Одни и те же ценности м.б для одних- абсолютными,для других- относительными. Ценноcти> (нормы> правила)- предписания. (Ценность образования) (надо учиться) (заданное эссе надо подготовить в срок.) Правила-предписанные модели(образцы) поведения, говорящие о том как себя надо вести в конкрет. ситуациях. Правила: - индивидуальные- социальные: формальные(правила дорожного движения) и неформальные(приветствие при встрече).Отличия ФП и НП: ФП: создаются централизованно и осознанно; легко фиксируются; обеспеченны специальной легализированной защитой; могут быть быстро изменены. НП: спонтанно возникают внутри группы; нигде не зафиксированы явно; не защищены со стороны государства; могут изменяться лишь малыми приращениями. Соотношения ФП и НП. 1.дополнение и поддержка ФП неформальными 2.конфликт ФП и НП 3.нейтральность ФП и НП 4.НП могут стать источником формирования и изменения ФП. Институт- правила игры в обществе, дополненные механизмом принуждения к его исполнению.главную роль., которую играют институты в обществе, заключается в снижении неопределенности путем установления устойчивой. Институты не вечны, изменения м.б. эволюционными и революционными. Институт и организация.Организация - группа людей, делегировавших свои интересы лидеру и объединившая ресурсы для достижения определ. цели, трудноосущ-ой для каждого в отдельности. Форма и поведение в организации определяются институтами. Если институты- правила игры, то организация –команда игроков, взаимодействующих в рамках данных правил. Организации вырастают из институтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: