Формальные е неформальные институты

Формальным правилам соответствуют формальные институты, неформальные-неформальным.

3.1. неформальные институты- принуждение к исполнению нефор. правил(санкции за неисполнение). 1)правила существуют в памяти участников различных соц. групп(не на бумаге) 2) в роли гаранта- любой участник группы заметивший нарушение. 3) способ принуждения к исполнению одних и тех же неформ. правил зависит от ментальных изделий. Санкции: - внутренние персональные(угрызение совести);-внешние персональные(реализуются пострадавшей стороной);- внешние коллективные(группой, в которую входит нарушитель):соц. осуждение потеря репутации(пример репутация банка), исключение из группы,остракизм(пример сильная зависимость от общины в китайских зарубежных диавторах) Преимущества неформ. институтов: возможность адаптации к меняющимся внешним условиям и предпочтениям в группе(лишить сына мороженого или денег для вечеринки), возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае(кого то нужно выпороть, кого то лишь наказать). Недостатки НИ: неоднозначность трактовки правил, спонтанность реализации наказания, снижение эффективности санкции, возникновение дискриминационных правил. Чем сильнее и интенсивнее соц. связи, тем действеннее санкции, тем сильнее влияние НИ(преимущество в случае конфликта с формальными). С развитием общества НИ теряют свой вес: связи между людьми слабеют, отношения перестают быть безальтернативными. Следовательно возрастают стимулы к нарушению НП. 3.2. формальные институты. Принуждение к исполнению ФП(санкции за неисполнение). 1.ФП обычно существуют в форме официальных текстов(или устных договоров, зафиксированных третьей стороной) 2. в роли гаранта-специализирующиеся на этой функции индивиды. 3.санкции носят организованный характер и не зависят от соц. связей. Преимущества ФИ: формализация,официальная фиксация следовательно можно экономить на информационных издержках, понятие санкции за нарушение правил, устраняют содержащиеся противоречия) Решают проблему безбилетника; могут противостоять дискриминации, т.к. инсайдер не имеет обязательного преимущества. Гос-во имеет преимущества в качестве ФИ. -сравнительные преимущества в осуществлении санкций (использование отдачи от масштаба). -возможность долгосрочных инвестиций в технологии мониторинга и принуждения. -монополия на применение насилия -доверие граждан. -При слабом государстве возникают альтернативные институты - жесткие институты(«крыши»), черные арбитражные суды и т.д. Неписанные правила(хоть и достаточно прозрачные) Организованный и строгий характер санкций за нарушение. -ускоренное развитие ФИ может спровоцировать распространение неформальных. Правила законов-трудно ориентироваться, высокие издержки получения свежей информации. Новые законы противоречивы-дополнительные стимулы к свободной их интерпритации. «Крыша»- криминальная силовая группировка, оказывающая покровительство какой либо фирме в обмен на часть ее доходов. «Красная крыша»-«крышевание» В рамках легальной силовой гос. Структуры «Черная крыша»- в рамках нелегальной силовой структуры. - формировалось в РФ в условиях неэффективности формального права и распространения теневой экономики. -высокая локальная эффективность -Повышенные риски для пользующихся эк. субъектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: