Сущность и факторы неблагоприятного отбора, механизмы борьбы

Факторы возникновения НО

1.наличие у агента характеристик неизвестных принципалу.

2.издержки измерения этих характеристик.

Пример: на «рынке лимонов» - подержанных авто.

Пример 1: НО на неоднородном рынке труда.

- Работодатель не знает насколько продуктивно готовы работать претенденты на рабочее место.

- Назначается «средняя оплата» по средним показателям.

- Хороший работник не согласится на такую з/п: не соответствует его продуктивности (качественные агенты, с характеристиками выше среднего недополучат пречитающееся)

НО – придут наниматься только плохие работники

Пример 2: НО на рынке труда (текучесть кадров).

- Фирме требуется специалист для работы с пакетами программ. Если объявить, что новички будут обучены бесплатно, велика вероятность НО (придут те, кто закончив курсы, уйдет на более оплаченную работу).

Пример 3: НО на рынке страховых услуг.

- Страховая компания не может оценить действительное состояние здоровья клиента=>предлагает среднюю цену страхового полиса (по средней заболеваемости).

Механизмы борьбы с НО:

1.Сигналы

2.Фильтрация

3.Рационирование.

1.- агенты с характеристиками выше среднего проигрывают в результате неблагоприятного отбора.

- в их интересах выделить себя из общей массы претендентов.

- Сигналы – действия А с целью сообщить Р о наличии у себя определенных характеристик (и предотвратить НО).

Сигналы на рынке труда:

- диплом о высшем образовании – сигнал о качестве будущего работника, позволяет работодателю «вычислить» нужную информацию.

Эффективное «сигнальзирование» требует разных издержек подачи сигнала для разных категорий работников.

- диплом – сигнал только если его получение предполагает затраты (усилия, материальные издержки).

Сигналы на потребительском рынке:

· Гарантии, лицензии, реклама.

- Подача сигналов обойдется дороже продавцам плохого товара.

Ех: реклама шампуня.

2.- Фильтрация как механизм борьбы с НО.

- Не информированная сторона тоже страдает от НО: Р кому-то переплачивает, кого-то теряет, недоплатив.

- Механизмы противодействия доконтрактному оппортунизму со стороны Р – фильтрация (сканирование).

Фильтрация: Р предпринимает действия реакция на которые со стороны А позволяет определить его скрытые характеристики.

В сигнальном взаимодействии 1 ход делает информированная сторона А, в фильтрационном – Р.

3.- Рационирование – агенту предъявляются дополнительные требования, напрямую не связанные с получением прибыли принципалом.

Ех: Банк рационирует выдачу кредитов, ограждая себя от чересчур склонных к риску клиентов: устанавливается более низкая ставка %, только те, кто допускает банк к интересующей их информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: