Факторы возникновения НО
1.наличие у агента характеристик неизвестных принципалу.
2.издержки измерения этих характеристик.
Пример: на «рынке лимонов» - подержанных авто.
Пример 1: НО на неоднородном рынке труда.
- Работодатель не знает насколько продуктивно готовы работать претенденты на рабочее место.
- Назначается «средняя оплата» по средним показателям.
- Хороший работник не согласится на такую з/п: не соответствует его продуктивности (качественные агенты, с характеристиками выше среднего недополучат пречитающееся)
НО – придут наниматься только плохие работники
Пример 2: НО на рынке труда (текучесть кадров).
- Фирме требуется специалист для работы с пакетами программ. Если объявить, что новички будут обучены бесплатно, велика вероятность НО (придут те, кто закончив курсы, уйдет на более оплаченную работу).
Пример 3: НО на рынке страховых услуг.
- Страховая компания не может оценить действительное состояние здоровья клиента=>предлагает среднюю цену страхового полиса (по средней заболеваемости).
|
|
Механизмы борьбы с НО:
1.Сигналы
2.Фильтрация
3.Рационирование.
1.- агенты с характеристиками выше среднего проигрывают в результате неблагоприятного отбора.
- в их интересах выделить себя из общей массы претендентов.
- Сигналы – действия А с целью сообщить Р о наличии у себя определенных характеристик (и предотвратить НО).
Сигналы на рынке труда:
- диплом о высшем образовании – сигнал о качестве будущего работника, позволяет работодателю «вычислить» нужную информацию.
Эффективное «сигнальзирование» требует разных издержек подачи сигнала для разных категорий работников.
- диплом – сигнал только если его получение предполагает затраты (усилия, материальные издержки).
Сигналы на потребительском рынке:
· Гарантии, лицензии, реклама.
- Подача сигналов обойдется дороже продавцам плохого товара.
Ех: реклама шампуня.
2.- Фильтрация как механизм борьбы с НО.
- Не информированная сторона тоже страдает от НО: Р кому-то переплачивает, кого-то теряет, недоплатив.
- Механизмы противодействия доконтрактному оппортунизму со стороны Р – фильтрация (сканирование).
Фильтрация: Р предпринимает действия реакция на которые со стороны А позволяет определить его скрытые характеристики.
В сигнальном взаимодействии 1 ход делает информированная сторона А, в фильтрационном – Р.
3.- Рационирование – агенту предъявляются дополнительные требования, напрямую не связанные с получением прибыли принципалом.
Ех: Банк рационирует выдачу кредитов, ограждая себя от чересчур склонных к риску клиентов: устанавливается более низкая ставка %, только те, кто допускает банк к интересующей их информации.