Виды испытаний

Виды испытаний колёсных и гусеничных машин классифици-руются по таким признакам, как: цель испытаний, уровень проведе-ния, периодичность, номенклатура оцениваемых свойств, продол-жительность и степень интенсификации, применяемое оборудова-ние, место проведения и виды внешнего воздействия.

Совокупность испытаний на разных этапах жизненного цикла конструкции – разработки, производства, эксплуатации – составля-ет систему испытаний.

Все виды испытаний (табл. 1) могут быть нормальными, уско-ренными, форсированными, сокращёнными в зависимости от скла-дывающихся требований к срокам и стоимости их проведения. Они включают стендовые исследования агрегатов и полнокомплектных машин, лабораторные и полигонные (полевые) испытания на спе-циальном оборудовании и сооружениях. В соответствии с установ-ленными при их организации целями допускается совмещение ис-пытаний различных видов (категорий), например, доводочных с предварительными, квалификационных с приёмочными и т. п.

Организация испытаний разных видов отличается порядком их проведения и уровнем регламентации.

Исследовательские испытания (если они частично не со-вмещаются с предварительными) являются самыми первыми на стадии разработки машины и отличаются тем, что проводятся на макетном образце, включают сравнение различных конструкторских решений и вариантов. Обычно испытываются те составные части машины, для которых не ясны оптимальные решения или незнако-мы условия применения. Исследовательские испытания не регла-ментированы официальными документами, проводятся непосред-ственно разработчиками или под их наблюдением, а результаты фиксируются в рабочих документах (протоколах).

Испытания опытных образцов (образцов установочных серий) и образцов серийного и поточно-массового производства по уровню проведения разделяются на государственные, межведомственные, ведомственные, сертификационные.

Предварительные испытания опытных образцов организует и проводит предприятие-разработчик с привлечением, при необхо-


димости, изготовителей и соисполнителей, участвующих в создании машины.

Приёмочные испытания, как правило, проводятся головными организациями по государственным испытаниям закреплённых за ними типов машин при участии разработчиков и изготовителей. Ре-зультаты испытаний передаются приёмочной комиссии. Испытания отдельных типов машин могут проводиться с участием приёмочной комиссии. Приёмочные комиссии включают представителей заказ-чика (основного потребителя), представителей головной организа-ции по испытаниям, организации-разработчика, предприятия-изготовителя и, в зависимости от типа и назначения машины, пред-ставителей государственного надзора и (или) технической инспек-ции. Приёмочную комиссию утверждают в порядке, установленном разработчиком (иногда заказчиком или основным потребителем со-вместно с разработчиком). Председателем комиссии назначается представитель заказчика (основного потребителя).

Испытания образцов серийного и массового производства проводят: квалификационные – изготовитель при участии разра-ботчика с привлечением, при необходимости, заказчика; приёмо-сдаточные – служба технического контроля предприятия-изготовителя с участием представителя заказчика; периодические – предприятие-изготовитель.

Сертификационные испытания проводят аккредитованные для этого испытательные центры, лаборатории, технические служ-бы Системы сертификации механических транспортных средств. В эту категорию испытаний включаются все испытания на предмет соответствия заданным (установленным) требованиям.

Эксплуатационные испытания осуществляются на образцах как опытных (установочных серий), так и серийно выпускаемых. В первом случае эксплуатационные испытания, как привило, включа-ются отдельным этапом общей программы, во втором случае орга-низуются в виде эксплуатационных наблюдений или подконтроль-ной эксплуатации значительного количества образцов на базе экс-периментально-производственных организаций специально подго-товленным персоналом. Реже практикуются эксплуатационные ис-пытания как рядовая эксплуатация. Эксплуатационные испытания проводятся организациями и разработчика, и изготовителя, и заказ-


    Таблица 1
  Виды испытаний
Виды (категории) Объекты Цели испытаний
испытаний испытаний  
1. Исследовательские Макетные и Выбор и обоснование оптимальных зна-
1.1 Поисковые опытные образцы чений показателей эксплуатационных свойств, проверка и подтверждение кон-структивных схем и параметров, конструк-ционных материалов, отработка техниче-ских требований для включения в техни-ческое задание (ТЗ) на разработку.
1.2 Доводочные Опытные образ- Определение и оценка влияния вносимых
  цы в опытные образцы изменений для дости-жения заданных значений показателей ТЗ и качества; приведения конструкции в со-ответствие с требованиями технических условий (ТУ), технического проекта, кон-структорской документации (КД), стандар-тов, правил и норм безопасности, сани-тарно-гигиенических норм и других норма-тивных документов, в том числе междуна-родных правил и национальных норм и правил стран, в которые планируется экс-порт машин.
2. Предварительные Опытные образ- Проверка соответствия опытных образцов
  цы ТЗ, требованиям нормативной и другой документации, перечисленной в п.1.2. Определение предварительных значений показателей надёжности полноком-плектной машины, её частей, агрегатов, узлов и деталей в процессе функциониро-вания. Определение предварительной номенклатуры запасных частей. Опреде-ление необходимой конструкторской до-работки и внесение изменений в образцы машины для приёмочных испытаний. Определение возможности предъявления образцов на приёмочные испытания.
3. Приёмочные Опытные образ- Определение соответствия опытных об-
  цы разцов ТЗ, требованиям стандартов, в том числе международных, национальных и КД. Оценка технического уровня.
   
    Определение целесообразности поста-новки машины на производство и исполь-зования по назначению.
4. Квалификационные Образцы устано- Проверка эффективности мероприятий по
(установочные) вочной серии устранению недостатков, обнаруженных в
  (первой промыш- приёмочных испытаниях.
  ленной партии) Оценка соответствия образцов установоч-ной серии техническим условиям и требо-ваниям других документов, перечислен-ным в пп.1-3. Проверка отработанности (освоения) тех-нологии изготовления основных агрега-тов, узлов, деталей полнокомплектной машины путём комплексной оценки каче-ства.

    Продолжение табл.1
5. Приёмо-сдаточные Образцы серий- Проверка соответствия машин серийного
  ного и массового и массового производства требованиям
  производства технических условий, конструкторской до-кументации и инструкциям по технической эксплуатации, а также условиям поставки, предусмотренным документами о порядке приёмки и поставки машин, их агрегатов, узлов и деталей, договорами или другими двусторонними обязательствами между предприятием-изготовителем и заказчи-ком.
6. Периодические Образцы серий- Проверка соответствия машины ТУ, тре-
(краткие контрольные – ного и массового бованиям стандартов и КД в объёме, пре-
ККИ) производства дусмотренном нормативно-технической документацией на данный вид испытаний. Проверка стабильности качества изготов-ления, в том числе сборки, регулировки, отделки и др. Подтверждение уровня ка-чества изготовления машин, выпущенных в течение контролируемого периода. Под-тверждение возможности продолжения изготовления по действующей конструк-торско-технологической документации.
7. Инспекционные Образцы серий- Проверка соответствия образцов серийно-
(длительные контроль- ного и массового го и массового производства ТУ и стан-
ные испытания – ДКИ) производства дартам в объёме, предусмотренном НТД на данный вид испытаний. Проверка ста-бильности качества изготовления. Про-верка надёжности (безотказности) в пре-делах не менее гарантийного пробега (на-работки). Проверка эффективности конст-руктивных и технологических мероприя-тий, проведенных на производстве для устранения недостатков, выявленных в предыдущих ДКИ, оценка эффективности корректирующих воздействий.
8. Испытания на на- Образцы серий- Подтверждение (определение) заданного
дёжность (ресурсные ного и массового или объявленного ресурса до капитально-
испытания) производства го ремонта полнокомплектной машины или основных (базовых) её агрегатов. Оп-ределение и оценка значений показателей надёжности и изменения значений показа-телей других эксплуатационных свойств машины за период испытаний. Определе-ние фактического расхода и уточнение предварительной номенклатуры запасных частей и расхода эксплуатационных свойств в зависимости от величины про-бега (наработки). Проверка эффективно-сти изменений, внесённых в конструкцию и (или) технологию изготовления машины.

9.Эксплуатационные Образцы серий- Оценка соответствия машин условиям и
  ного и массового требованиям эксплуатации (оценка при-
  производства способленности к заданным функциям) машины, исходя из её типа и назначения, указанных в ТЗ и (или) ТУ. Определение ресурса до капитального ремонта и нако-пление данных по надёжности машины и её агрегатов (узлов) по результатам опыт-ной и подконтрольной эксплуатации в опорных экспериментально-производ-ственных предприятиях, по данным спе-циализированных предприятий техниче-ского обслуживания и ремонта. Уточнение показателей эксплуатационной техноло-гичности и ремонтопригодности. Опреде-ление и уточнение расходов запасных частей, эксплуатационных материалов, стоимости ремонтных воздействий в зави-симости от величины пробега (наработки) и условий эксплуатации. Проверка в усло-виях эксплуатации эффективности изме-нений, внесённых в конструкцию и техно-логию изготовления машины.
10. Сертификационные Образцы серий- Определение и официальное подтвер-
  ного (мелкосе- ждение соответствия показателей экс-
  рийного) и мас- плуатационных свойств и качества маши-
  сового производ- ны требованиям и нормативам междуна-
  ства родных и (или) национальных стандартов, норм и правил.

чика (основного потребителя). Эксплуатационные испытания пред-назначены для определения и оценки действительных эксплуата-ционных качеств колёсных и гусеничных машин при их работе в ре-альных условиях в различных регионах страны

Виды испытаний, перечисленные в таблице 1, отражают сло-жившуюся комплексную систему получения информации о созда-ваемых вновь и эксплуатируемых машинах. Фактическую основу этой информации составляют стендовые испытания (исследования) агрегатов и полнокомплектных машин; лабораторно-дорожные; по-лигонные (полевые); ускоренные и форсированные испытания в за-даваемых условиях, на специальном оборудовании и сооружениях с привлечением всех средств для получения возможно более пол-ных и достоверных данных о свойствах и характеристиках объекта при сокращённых сроках и затратах на обработку получаемых дан-ных.


В организации испытаний выделяются следующие этапы: планирование, проведение, обработка результатов и выработка за-ключений и рекомендаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: