Заключение

VI съезд Коммунистической партии Кубы несомненно останется заметной вехой в современной истории страны. Разумеется, отнюдь не только потому, что партийный форум был созван после продолжительного перерыва – в 14 лет. Причин повышенного внимания к его работе несколько.

Начнем с того, что съезд проводился без непосредственного участия основателя и до последнего времени бессменного руководителя КПК Фиделя Кастро. Далее, съезд подвел черту под пятилетием самокритичного анализа проблем и дефектов в управлении кубинской экономикой, инициированного Раулем Кастро. Особенность последнего съезда следует связывать и с тем обстоятельством, что на нем практически не рассматривались вопросы общественно-политической жизни и внутрипартийной жизни.

Центр внимания съезда предопределяла критическая ситуация в экономике Кубы. К концу первого десятилетия XXI в. исчерпались возможности преобразований, стартовавших во время так называемого «особого периода» 90-х годов, - из-за непоследовательности в их реализации и в силу хронических бед кубинской экономики – оторванности планов от имеющихся ресурсов, чрезмерной централизации управления, низкой производительности труда и избыточной занятости в госсекторе, бюрократизации и масштабной коррупции.

Обострение экономических проблем произошло на фоне достаточно стабильной внутриполитической ситуации. КПК сохраняет свою монолитную позицию, роль своего рода ядра политсистемы. Несмотря на постоянную критику со стороны западного сообщества по поводу отсутствия демократических свобод, власти Кубы продолжают достаточно жестко контролировать общественную жизнь. Имеющаяся оппозиция раздроблена, немногочисленна и даже при наличии финансовой поддержки из заграницы не способная серьезно повлиять на изменение режима. Можно также говорить о том, что значительная часть населения сохраняет кредит доверия к руководству страны. Представляется, что социальная нацеленность экономической политики государства в большей степени, чем идеологические принципы обеспечивает устойчивость существующего строя.

Уже первые шаги Рауля Кастро на посту руководителя страны свидетельствовали о его понимании необходимости перемен в управлении экономикой, которые неизбежно затрагивают и социальную сферу. Результатом этого стало принятие на съезде базового документа – «Направления экономической и социальной политики партии и революции». Он заложил основу начинающейся корректировки экономической модели. Частичное использование рыночных отношений в ходе намеченных преобразований будет осуществляться только при сохранении определяющей роли государства. Для того чтобы принятые решения не стали «декларацией о намерениях», руководству предстоит большая работа по их институционализации и претворению в жизнь. Намеченный пятилетний срок для реализации основного документа съезда представляется довольно жесткими, по сути, совпадает с возможным периодом нахождения у власти старшего поколения, видным представителем которого является Р. Кастро. За это время он предполагает подготовить себе преемника и заложить основы новой экономики страны.

Ближайшее пятилетие будет своего рода переходным периодом. Все понимают, что неизбежен приход к власти следующего поколения руководителей. От того, какой передадут Кубу «ветераны революции» своим преемникам, зависит жизнеспособность существующей общественно-экономической модели. В ближайшей перспективе следует ожидать дальнейшего внесения дополнения и уточнений в направления экономической и социальной политики. Ориентация на внешний рынок будет вести к усилению воздействия глобализации на процессы, идущие в стране.

Время, прошедшее после съезда, показало, что реализация намеченных преобразований происходит медленнее, чем ожидалось как объективных (экономических) так и субъективных (бюрократия) трудностей. Сохранение такой медлительности может поставить под удар всю программу актуализации экономической модели, а, следовательно, и обеспечение ее устойчивости. Пока нет оснований ожидать существенных изменений в политическом устройстве страны после проведения в январе 2012 г. партийной конференции. Ожидаемый отказ от чрезмерного вмешательства в хозяйственную практику, возможные кадровые перестановки, внутрипартийное «разбюрокрачивание» не предполагают решений о допуске политического плюрализма.

Неизбежные в условиях реформ экономические трудности значительно повышают важность надежных международных партнерских связей. Эксперты ИЛА РАН неоднократно писали о недоиспользовании потенциала взаимовыгодных торгово-экономических отношений с Кубой.

В современных условиях трудно рассчитывать, что Россия сможет играть лидирующую роль

во внешнеэкономических связях Республики Куба. Однако это не означает, что простительна потеря шансов укрепления российских позиций в экономике острова. Наряду с этим, учитывая пока еще сохраняющуюся на Кубе историческую память о былых годах сотрудничества, наличие значительного количества специалистов, владеющих русским языком, общность взглядов по ряду международных проблем, необходимо по мере возможностей крепить связи не только в экономике, но и в сферах науки, культуры, здравоохранения, образования, спорта. Исходя из задач проведения Россией многовекторной внешней политики, сотрудничество с Кубой поможет создать платформу для весомого присутствия России на более широком пространстве – в Латинской Америке в целом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОРГАНЫ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КУБА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: