Трансформация внешнеэкономического сектора

Уже в середине 90-х годов было объявлено о переходе к политике, направленной на более активное участие направленной на более активное участие в международном разделении труда. Сам процесс начавшихся в тот момент преобразований получил официальное название «новое включение в мировую экономику». Тем не менее, только ко второй половине 2000-х годов был преодолен длительный спад в развитии внешней торговли. Однако добиться этого удалось лишь в результате ускоренного роста импорта, тогда как потери рынков СССР и других стран СЭВ для экспорта не восполнены до настоящего времени

(см. Приложение, табл. 8). В последнее десятилетие наблюдаются серьезные сдвиги в структуре зарубежных товарных поставок. Куба заметно отошла от традиционной сырьевой специализации за счет ускоренного роста экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью: медикаментов, продуктов биотехнологии, машин и оборудования, приборов (см. Приложение, табл. 9).

Еще более кардинальные изменения в характере поставок за рубеж связаны с переходом с переходом от преимущественно товарного экспорта к преобладанию экспорта услуг, что отражает перестройку структуры кубинской экономики. Ускоренными темпами стал развиваться иностранный туризм. Уже в 1995 г. численность зарубежных граждан, посетивших Кубу, впервые превысила 1 млн. чел., в 2004 г. был превзойден двухмиллионный рубеж. В 2010 г. на острове побывало более 2,5 млн. туристов[A16]. Валовые доходы от этой отрасли с середины 2000-х годов превышают 2 млрд. долларов. Гостиничная инфраструктура насчитывает почти 65 тыс. номеров. В последнее пятилетие можно говорить об известном превышении предложения над спросом, о чем свидетельствует уровень заполнения номеров – 57,1 % в 2010 году. К развитию туристического бизнеса активно привлекается иностранный капитал, преимущественно в форме контрактов на управление гостиницами, дающих зарубежным партнерам не только право руководить текущей деятельностью, но и проводить модернизацию и реконструкцию отелей реконструкцию отелей.

В 2000-х годах ускоренное развитие социальной сферы стало оказывать решающее влияние на экспортный потенциал страны, дав возможность резко нарастить масштабы международного сотрудничества. В первую очередь это касается командирования кубинских медиков за рубеж, численность которых достигает 40 тыс. человек. На начало 2011 г. они работали в 108 странах: от самых богатых (Катар) до наиболее бедных (Восточный Тимор). С 2005 г. кубинскими офтальмологами реализуется программа «Чудо», в ходе которой проведено 1,8 млн. операций по улучшению или восстановления зрения пациентам в 31 странах Азии, Африки и Латинской Америки. Помощь в сфере здравоохранения вышла за рамки чисто экономических отношений и превратилась в составную часть внешнеполитической стратегии Кубы, способствуя повышению ее престижа на международной арене.

Вторым «коньком» международного сотрудничества стало содействие в подготовке кадров. В конце 2010 г. в кубинских учебных заведениях обучалось 29,3 % студентов из 126 страны. Наибольшее число иностранных граждан (12 тыс. чел.) получали подготовку по медицинским специальностям. Медицинскую латиноамериканскую школу с момента ее основания в 1999 г. окончили свыше 8,5 тыс. человек[A17]. Кубинские преподаватели командируются в некоторые страны Латинской Америки для борьбы с неграмотностью;

в более развитых государствах, например, в Аргентине, используются кубинские методики обучения. Третьим по значению контингентом специалистов, работающих за рубежом, стали спортивные тренеры, прежде всего, по боксу. Увеличивается командируемых за рубеж строителей и других специалистов и других специалистов, оказывающих содействие в развитии как традиционных (сахарная и добывающая промышленность, рыболовство, сельское хозяйство), так и современных (фармацевтика, биотехнологии, информатика, возобновляемая энергетика) отраслей экономики в странах-партнерах, чему способствует расширение сети СП с кубинским участием (49 в конце 2009 г.).

В силу названных обстоятельств в названные годы экспорт услуг ежегодно увеличивался на 14 %, в два раза опережая прирост товарных поставок, в 2010 г. он дал 69 % совокупных поступлений от экспортной деятельности, или 8,7 млрд. песо. Важные сдвиги произошли и в структуре экспорта услуг. До 2005 г. их основу составляли доходы от иностранного туризма (58 % поступлений по данной статье платежного баланса за 2001-2004 годы). С середины 2000-х годов первенство переходит к услугам, оказываемым кубинскими специалистами, в первую очередь медиками, а также преподавателями, тренерами и строителями. За 2005-2010 гг. доходы от их деятельности составили в совокупности около 33 млрд. дол., или почти 65 % от всего экспорта услуг. За счет развития торговли услугами платежный баланс по текущим операциям с 2005 г. сводится с положительным сальдо. Исключение составили кризисные 2008-2009 гг., но уже в 2010 г. совокупный баланс экспортных операций принес Кубе доход свыше 3,6 млрд. песо.

Резкое сокращение импорта в 2009-1010 гг. обусловлено принятием чрезвычайных мер по экономии валюты в период кризиса. Структура импорта характеризуется высокой степенью стабильности, за пятилетие 2005-2009 гг. в ней не произошло заметных изменений (см. Приложение, табл. 10).

За 2000-е гг. существенно сократились масштабы привлечения иностранного капитала. По данным кубинской статистики, максимальный приток прямых иностранных инвестиций был достигнут в 2000 г. (448,2 млн. долларов). По оценкам ЮНКТАД, в 2005-2009 гг., он колебался в пределах 25-35 млн. долларов в год. Такая оценка представляется заниженной. Тем не менее, анализ платежного баланса стран, являющихся крупнейшими источниками капитала для кубинской экономики, показывает, что поступление новых средств резко сократилось или прекратилось совсем. Поскольку намерения кубинской стороны использовать иностранных партнеров для развития наиболее важных отраслей экономики далеко не всегда совпадали с интересами инвесторов, начался процесс ухода их из страны. Число совместных предприятий сократилось с максимального показателя 403 в 2002 г. до 218 в 2009 г.

Еще более резкими темпами сократились масштабы контрактных форм взаимодействия с иностранными партнерами. К 2003 г. было подписано 313 контрактов на производство кооперированной продукции, по которым не создается самостоятельного юридического лица. Зарубежный инвестор не имеет доли в капитале, а получает часть прибыли или продукции. В 2004 г. многие льготы для иностранных партнеров были отменены, и каждый контракт стал подлежать обязательному утверждению Исполнительным комитетом Совета министров. К началу 2010 г. число кооперированных производств сократилось до 14. Количество контрактов на управление производством или оказание услуг упало до 9, исключением является контракт на управление гостиницами, число которых стабильно растет, достигнув 69.

Началом изменения отношения к иностранному капиталу можно считать принятие в августе 2010 г. декрета-закона №273, с одобрением встреченного даже многими представителями кубинской эмиграции в США. Согласно ему, возможный срок аренды иностранными компаниями земельных участков и недвижимости увеличен с 50 до 99 лет. Главная цель нового закона – стимулирование зарубежных вложений в развитие туризма, но он имеет более широкое значение, отменяя в частности, действовавший в течение 10 лет запрет иностранцам на строительство и приобретение жилья. Тем не менее, в «Направлениях политики» не предусмотрено льгот для иностранных инвесторов и подчеркивается необходимость жесткого контроля над их деятельностью. В качестве нового механизма для взаимодействия с зарубежными партнерами предлагается создание «Специальных зон развития» для стимулирования экспортных производств, замены импорта и внедрения высоких технологий без указания конкретных мер по их привлечению.

Осложнен доступ к источникам внешнего финансирования. Из-за нерешенных вопросов кубинской задолженности или по политическим соображениям объем льготной помощи, представляемой развитыми странами-членами Комитета содействия развитию, ограничен: в диапазоне 44,0-127,5 млн. дол. за 2000-2009 гг. Главными источниками официальной помощи развитию стали Венесуэла, Китай, Россия, Иран, Бразилия, ЮАР и Индия.

В 2006 г. ЦБ Кубы впервые вышел на международный рынок капитала, разместив на лондонской бирже свои обязательства сроком на 1 год на сумму в 400 млн. долларов. В 2007 г. были размещены двухгодичные ценные бумаги 200 млн. евро, в 2009 г. эмитент не смог выкупить свои обязательства и начал переговоры с их держателями об отсрочке погашения.

Самая сложная и застарелая проблема внешнего сектора связана с долгом и восходит к 1986 г., когда Куба прекратила обслуживание своих обязательств. Долг в конвертируемой валюте подразделяется на «активный», об условиях погашения которого идут переговоры, и «пассивный». Последние официальные данные кубинской статистики относятся к концу 2007 г., когда «активный» долг составлял 8,9 млрд. дол., а «пассивный» - почти 7,6 млрд. дол. Свыше 60 % «пассивной» задолженности приходится на страны Парижского клуба, переговоры с которыми были прерваны в 2001 году. По оценкам западных специалистов, суммарный внешний долг превысил уже 20 млрд. дол. Приведенные показатели не включают обязательств по кредитам, предоставленным СССР, а также Румынией, Венгрией и Польшей в переводных рублях. С их учетом задолженность Кубы только перед Парижским клубом на конец 2010 г. достигла 30,5 млрд. дол[A18].

К 2009 г. Куба прекратила обслуживание основной части долга и процентов по нему как перед государственными, так и частными кредиторами[A19]. В 2010 г. была достигнута договоренность с кредиторами о переводе начала выплаты задолженности на сумму свыше 2 млрд. дол. дол. после 2015 г.

С начала 90-х годов развитие торгово-экономических отношений Кубы основывалось на их географической диверсификации, сопровождавшейся неуклонным ростом значения стран Латинской Америки (см. Приложение, табл. 11). Данная тенденция во многом связана с расширением связей с Венесуэлой, ставшей главным партнером. Эта страна имеет привилегированные условия на кубинском рынке. В 2005 г. государственному Промышленному банку Венесуэлы была предоставлена лицензия на осуществление всех видов операций. С начала 2009 г. на импорт из Венесуэлы был введен полный режим свободной торговли. Ежегодно на территории Венесуэлы и Кубы, а также третьих стран, выполняются десятки экономических, социальных, военно-технических и культурных проектов.

Среди экономических факторов, обусловливающих заинтересованность Кубы в сотрудничестве с Венесуэлой, важнейшими представляются следующие: а) получение ежедневно до 100 тыс. бар. нефти на льготных условиях, поскольку стоимость частично (по некоторым данным, до 60 %) покрывается услугами кубинских специалистов; б) превращение Венесуэлы в крупнейшего двустороннего кредитора при готовности идти на реструктуризацию задолженности; в) участие венесуэльских государственных компаний в строительстве и реконструкции жизненно важных объектов. Так, нефтяной компанией «ПДВСА» (PDVSA) был пущен в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод, простаивавший более 10 лет, что дало возможность резко увеличить производство нефтепродуктов и начать их экспорт. В свою очередь, помощь Кубы играет существенную роль в решении многих экономических и особенно, социальных задач Венесуэлы[A20]. В конце 2010 г. в этой стране работало 44 тыс. различных кубинских специалистов.

За счет сотрудничества с Венесуэлой членство Кубы в АЛБА приносит ей не только политические дивиденды, но и экономический эффект. Во-первых, работа кубинских специалистов в странах, входящих в АЛБА, финансируется Венесуэлой (например, проведение 560 тыс. глазных операций в Боливии и 75 тыс. в Никарагуа в рамках программы «Чудо». Во-вторых, многие проекты, выполняемые на Кубе, формально рассматриваются как проекты АЛБА, хотя осуществляются также за счет венесуэльских средств.

Вторым партнером в регионе стала Бразилия (объем внешней торговли в 2010 г. – 488,3 млн. долларов). Свыше половины стоимости ее экспорта приходится на продукты переработки сои, мясо птицы и кофе. В 2010 г. 81 % стоимости кубинских поставок составили медикаменты и продукция биотехнологии. Крупнейшим проектом экономического содействия стало расширение порта Мариэль, на что бразильский государственный банк развития «БНДЕС» (BNDES) выделяет 400 млн. долларов. Бразильские прямые инвестиции в стране достигли 22 млн. дол., кубинские в Бразилии – 1,4 миллиона. С 2002 г. выполняется совместная программа научно-технического сотрудничества, охватывающая биотехнологию, медицину, информатику, коммуникации, инновации, энергетику и чистые технологии.

Мексика среди кубинских партнеров в Латинской Америке переместилась со второго на третье место (внешнеторговый оборот в 2010 г. составил 287,3 млн. долларов). Совокупный объем вложений кубинских компаний в Мексике за 1999-2010 г. составил 4,8 млн. долларов. В 2008 г. была урегулирована проблема задолженности перед мексиканским государственным банком «Банкомекст» (Bancomext) в 400 млн. дол., которая подлежит выплате в течение 25 лет.

Активно участвует Куба в интеграционных процессах в регионе. С 1999 г. она – полноправный член Латиноамериканской ассоциации интеграции. Со всеми странами группировки в 1999-2001 подписаны соглашения о преференциальной торговле. В 2000 г. заключено соглашение о сотрудничестве с Кариком, в котором предусматривается сокращение или полная ликвидация пошлин на взаимную торговлю отдельными категориями товаров. Однако соглашение не вошло в силу, так как для этого требуется его ратификация всеми участниками. В отношениях 8 из 14 стран Кариком действует т.н. режим временного применения, но только на Ямайке в таможенный кодекс внесены изменения, связанные с обеспечением льготного ввоза кубинских товаров. В 2006 г. Куба заявила о намерении стать ассоциированным членом МЕРКОСУР, что обеспечит режим свободной торговли со всеми странами-членами южноамериканского интеграционного блока: Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем. На саммите МЕРКОСУР в декабре 2010 г. принято решение о начале проведения переговоров по этому вопросу.

Вторым по важности региональным партнером продолжает оставаться Евросоюз, хотя его значение в системе связей в 2000-е годы заметно снизилось (см. Приложение, табл. 8). Развитию многосторонних экономических связей по линии ЕС препятствует принятая им в 1996 г. «Общая позиция», ставящая отношения с Кубой в зависимость в зависимость от хода политических и экономических реформ на острове. В 2000 г. Куба формально присоединилась к группе африканских стран карибских и тихоокеанских стран, имеющих торговые и финансовые преференции с членами ЕС. Однако она не подписала «Договор Котону», регулирующий порядок предоставления льгот, и осталась вне сферы действия соглашения

об экономическом партнерстве, заключенного европейским интеграционным блоком с остальными карибскими государствами в 2008 году. Вместе с тем, кубинские товары попадают под режим генеральной системы преференций, введенной ЕС в отношении развивающихся стран.

За 1996-2003 гг. Куба получила от ЕС официальную помощь развитию на 145 млн. евро. Из этой суммы 90 млн. пришлось на гуманитарную помощь, оказание которой было прекращено в 2003 году. С возобновлением политического диалога в 2008-2009 гг. была предоставлена чрезвычайная помощь в 40 млн. евро на преодоление последствий ураганов. В 2010 г. Европейская комиссия одобрила первую в истории этого органа стратегию сотрудничества с Кубой, по которой в 2011-2013 гг. ей должно быть представлено 20 млн. евро.

Наиболее важным европейским партнером Кубы традиционно является Испания. Это страна – крупнейший источник прямых иностранных инвестиций для кубинской экономики. Их накопленная сумма достигла в конце 2010 г. 864 млн. евро. Основной приток капиталовложений пришелся на 90-е годы, за 2001-2010 гг. он составил только 30,2 миллионов. Численность СП с испанским капиталом за 2000-е годы сократилось со 107 до 52. половина контрактов о кооперированном производстве (7) выполняется с участием испанских фирм. Велика роль испанских компаний в развитии туризма. По 62 контрактам они управляют 21 тыс. номеров. Официальная помощь развитию по линии правительства не предоставляется с 2001 г., из-за проблемы кубинской задолженности перед Испанией, превысивший 1,5 млрд. евро.

Китай в минувшее десятилетие выдвинулся на второе место после Венесуэлы в качестве торгово-экономического партнера. Азиатский гигант – крупнейший покупатель кубинского никеля. Только по долгосрочному соглашению годовой объем поставок в 2006 г. был увеличен с 4 тыс. до 10 тыс. тонн. Также действует долгосрочное соглашение о ежегодных продажах ему 400 тыс. т. сахара. В последние годы растет экспорт медикаментов. Китай стал важнейшим источником поставок многих видов машин, оборудования и транспортных средств.

Китай стал вторым по значимости внешним кредитором кубинской экономики[A21]. В 2010 г. было отсрочено на 10 начало погашения китайских займов. При экономическом и техническом содействии Китая реализовано около 20 проектов, важнейший из которых связан с налаживанием выпуска собственных телевизоров, осуществляется кооперированное производство велосипедов и инвалидных колясок.

На территории Кубы действуют 4 СП с китайским участием с инвестициями в 50 млн. дол. (в рисоводстве, производстве обуви, телекоммуникациях и строительстве отеля. В Китае учреждено 6 кубинских СП с капиталом в 40 млн. дол. (производство медикаментов и биотехнических продуктов, проведение офтальмологических операций, строительство гостиниц).

Особенностью товарооборота с Канадой является стабильное положительное сальдо торгового баланса, связанного с поставками никеле-кобальтового концентрата для дальнейшей выплавки металла. Число компаний с канадским капиталом за 2000-е годы сократилось с 71 до 17. накопленные инвестиции на конец 1998 г. составили 338 млн. канадских дол.; нового притока за 1999-2010 г. канадской статистикой

не зарегистрировано[A22]. «Шеррит» является крупнейшим иностранным инвестором в экономику Кубы. Помимо производства никеле-кобальтового концентрата компания на условиях контрактов риска с «КУПЕТ» (CUPET) ведет разработку нефтегазовых месторождений и владеет 1/3 капитала предприятия ENERGAS, обеспечивающего выработку 13 % электроэнергии в стране на базе попутного газа. Объем официальной помощи развитию колеблется 8-10 млн. канадских дол. в год.

Импорт Кубы из США, возобновившийся в конце в конце 2001 г. и представленный почти исключительно продовольствием (мясо птицы, кукуруза, продукты переработки сои), достиг в 2008 г. рекордного показателя в 711,5 млн. долларов. В 2010 г. он снизился до 370,4 млн. долларов, вернувшись

на уровень 2005 года. В незначительных объемах (до 2 млн. дол. в год) поставляются медикаменты, а с 2004 г. возобновились закупки американской медицинской техники на уровне 150-400 тыс. дол. в год.

Тенденцией последнего десятилетия стало ускоренное развитие торгово-экономических отношений Кубы с развивающимися с афро-азиатскими странами. За 2000-2009 гг. товарооборот с ними возрос с 384,1 млн. до 1132,2 млн. песо, а их доля во внешней торговле увеличилась с 5,9 до 9,7 %. Основными контрагентами в Азии, кроме Китая, стали Вьетнам и Индия, в Африке – Алжир и Ангола (за счет поставок нефти).

Масштабы международного сотрудничества растут как благодаря расширению числа партнеров, так и в результате диверсификации сфер взаимодействия. Крупнейшим получателем помощи является Ангола. На начало 2011 г. там работало свыше 2680 кубинских специалистов, при содействии Кубы более 8 тыс. ангольцев получили образование.

В структуре кубинского сотрудничества с зарубежными странами возрастает роль новых, в том числе и высокотехнологичных сфер. Кубинские СП в Алжире, Вьетнаме, Египте, Индии и Иране заняты производством медикаментов и биотехнологической продукции. Индия, в свою очередь, стала одним из ведущих мировых партнеров в развитии информационных технологий. С ее помощью были подготовлены 1,9 тыс. кубинских специалистов.

Фонд международного кредитования ОПЕК (OFID) превратился для Кубы в крупнейший многосторонний источник льготного кредитования[A23]. После установления отношений с OFID в 2002 г. от него получено 92 млн. дол. на реализацию проектов в сельском хозяйстве, энергетике и водоснабжении. Крупнейшим кредитором среди афро-азиатских государств стал Иран. В 2005 г. он открыл возобновляемую раз в два года кредитную линию на 20 млн. евро. В 2008 г. предоставлен кредит в 285 млн. дол. на закупку 750 железнодорожных вагонов. В 2009 г. подписано новое кредитное соглашение, по которому Куба сможет получить до 300 млн. евро. По линии Кувейтского фонда Кубе предоставлено 2 льготных (2,5 % годовых) кредита на общую сумму в 52,8 млн. песо. В 2008 г. Индия списала Кубе долг на 62 млн. дол., в конце

2010 г. на такой же шаг пошла ЮАР (на сумму, эквивалентную 137 млн. дол.), согласившись при этом предоставить новый кредит на 30 млн. долларов. Крупные прямые инвестиции были осуществлены в 2009 г. Катаром в виде взноса в 75 млн. долларов в СП с кубинской компанией «Гран Карибе» (Gran Caribe) по строительству отеля.

Участие Кубы в международном разделении труда заметно возросло. Позитивные сдвиги связаны с диверсификацией и облагораживанием структуры товарного экспорта, ускоренным развитием иностранного туризма, международного сотрудничества и экспорта услуг, достижением положительного сальдо по текущим операциям. Однако в целом ситуация остается тяжелой, многие острые проблемы приняли затяжной характер и не могут быть решены в течение еще длительного времени. Обращает на себя внимание тот факт, что реформаторские усилия руководства страны практически не затрагивают сектор внешней торговли. Единственным нововведением по сравнению со сложившейся практикой можно считать намерение создать специальные механизмы для обеспечения импортных потребностей негосударственных производителей и их выхода на внешние рынки. Как представляется, в условиях хронической нехватки валюты правительство не собирается распространять либерализацию на сферу внешней торговли или зарубежных инвестиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: