Дипломатия «по всем азимутам»

Внешняя политика Кубы в последние годы не претерпела каких-либо существенных перемен.

В своих отношениях с внешним миром страна по-прежнему руководствовалась принципами равноправия, безусловного соблюдения норм международного права, неприемлемости односторонних силовых акций и невмешательства в дела других стран. Налицо была четкая преемственность политики периода пребывания у власти Ф. Кастро, тем более, не исключено, что именно лидер кубинской революции принимал непосредственное участие в принятии тех или иных принципиальных внешнеполитических решений.

По крайней мере, в почти ежедневно печатавшихся в «Гранме» «Размышлениях» Ф. Кастро касался событий в мире в значительно большей степени, чем это делал в своих выступлениях Р. Кастро.

Подобная преемственность объяснялась и нереальностью кардинальных изменений в отношениях с внешним миром, которые сложились у Кубы в минувшие годы. В качестве одной из главных задач сохранялось расширение круга партнеров для решения острейших проблем, и прежде всего продовольственной.

Отношения с США остаются одним из главных направлений кубинской дипломатии. Определенные надежды на их улучшение внушали результаты выборов в США в 2008 г., поскольку

Б. Обама выполнил практически все свои предвыборные обещания по либерализации политики в отношении Кубы (более свободный режим для поездок кубиноамериканцев на остров и перевода ими денежных средств своим родственникам, новый тур переговоров по вопросам миграции, возобновление почтового сообщения и т.д.).

Но главное – еще при президентстве Дж. Буша-младшего для многих неожиданно, несмотря на сохраняющееся эмбарго, фермерскому лобби в Конгрессе удалось «пробить» разрешение на поставку на Кубу продовольствия. И хотя условия таких поставок были крайне тяжелыми (100-процентная предоплата и невозможность пользоваться кредитами американских банков), Соединенные Штаты стали для кубинцев главным поставщиком продовольствия (в среднем на сумму более 500 млн. дол. в год). Существовали надежды, что при демократах условия поставки американских товаров могут быть смягчены.

Да и внешняя среда, казалось бы, укрепляла позицию Кубы в регионе, что могло, по крайней мере, косвенно, повлиять на администрацию Б. Обамы. На сессии Генеральной Ассамблеи ОАГ в Гондурасе (6-8 июня 2009 г.) консенсусом было принято решение об отмене резолюции 1962 г. приостанавливающий членство Кубы. Одновременно была установлена процедура ее возвращения ОАГ в случае, если Куба того пожелает. Однако ситуация выглядела весьма двусмысленно и, в первую очередь, из-за того, что сама Куба в категорической форме отказалась возвращаться в эту «империалистическую организацию. Позицию Гаваны поддержал У. Чавес, заявивший в мае 2009 г. о готовности в знак солидарности с Островом свободы также выйти из ОАГ.

В целом же отношения с Кубой при президентстве Обамы по-прежнему напоминали своеобразные «качели» миниразрядки сменялись очередным обострением «словесной войны» и ужесточением позиций сторон. Такое обострение кубино-американского противостояния произошло в начале 2010 г., причиной его стала смерть в конце февраля после двухмесячной голодовки одного из кубинских заключенных. Это вызвало резкую реакцию американских властей, в том числе и непривычно жесткие заявления Б. Обамы. Был отложен подготовленный сторонниками либерализации отношений с Кубой законопроект, запрещающий президенту наказывать американских граждан за поездку на остров и облегчающий торговлю с этой страной. Более того, в апреле 2010 г. Б. Обама распорядился разморозить заблокированные в декабре прошлого года 46 млн. дол., предназначенные для поддержки кубинских диссидентов.

При этом продолжались акции гуманитарного характера, на которые администрация Б. Обамы

как бы смотрела «сквозь пальцы». Так, в июле 2010 г. на Кубу прибыл очередной, двадцать первый по счету «Караван дружбы», организованный религиозной организацией «Пасторы за мир». В результате кубинской стороне было передано более 100 т. гуманитарной помощи, собранной в 125 городах США и Канады.

Определенное смягчение отношений между Кубой и США возобновилось с июля 2010 г., после того как в результате посреднических усилий Ватикана, кубинского кардинала Х. Ортеги и министра иностранных дел Испании М. Моратиноса кубинские власти начали процесс депортации из страны политических заключенных.

Вместе с тем, Б. Обама, готовившийся к промежуточным выборам в Конгресс в ноябре 2010 г., заявил, выступая 19 октября 2010 г. в Белом доме перед испаноязычными журналистами, что Куба пока не предприняла достаточных мер по демократизации и, в частности, освобождению политзаключенных, чтобы США могли двигаться дальше по пути либерализации отношений. Заявления представителей администрации о том, что на 2012 финансовый год на поддержку «демократии на Кубе» будет выделено 20 млн. дол. имели негативный эффект.

Частичные выборы в Конгресс США в ноябре 2010 г. по ряду важных позиций проигранные демократами, ослабили перспективы улучшения американо-кубинских отношений. Показательным стало возвышение таких «ястребов» как Илеана Росс-Лехтинен, возглавивший Комитет по международным делам Палаты представителей и никогда не скрывавшей своей «антикастровской» позиции. Она категорически выступала против любых послаблений в отношении режима Р. Кастро. В противоположность ей, председатель сенатского Комитета по международным делам Конгресса США демократ Дж. Керри выступил 1 апреля 2011 г. против выделения средств на «поддержку демократии» на Кубе, так как, по его словам, «нет свидетельств, что они помогают кубинскому народу…, а лишь провоцируют кубинское правительство».

Тактика «шаг вперед – два шага назад», по всей видимости, будет характеризовать внешнеполитическую «шахматную партию» между двумя странами вплоть до новых выборов в США, естественно, в случае отсутствия политических катаклизмов в ближайшие годы. Это подтвердили события января 2011 г, когда администрация Б. Обамы сделала очередной шаг по либерализации режима поездок на Кубу американских граждан – представителей религиозных, академических, и спортивных организаций, а также расширила до 500 дол. размеры разрешенного в течение квартала перевода денег даже тем кубинцам, которые не являются родственниками граждан США. При этом Б. Обама заявил, что наложит вето на инициированную антикубинским лобби в Конгрессе поправку, смысл которой сводился к отмене этих мер.

В начале марта 2011 г. своеобразный жест доброй воли продемонстрировал Госдепартамент.

В своем ежегодном докладе «Стратегия по международному контролю в борьбе с наркотиками» он выставил позитивную оценку Кубе, отметив, что находясь в эпицентре различных маршрутов поставки наркотиков в США, эта страна принимает эффективные меры контроля над своим пространством с целью недопущения трафика.

Продолжая линию на обновление некоторых аспектов политики в отношении Кубы, американская администрация в апреле 2011 г. сменила руководство вещавших на остров радио- и телеканалов («Радио Марти» и «ТВ Марти»), в течение десятилетий возглавлявшихся старшим поколением антикастровцев.

На смену им пришли представители нового поколения, не отвергающие, по крайней мере, саму идею диалога с кубинским руководством.

Одновременно новая конфликтная ситуация возникла в связи с объявленными Кубой в начале

2011 г. планами разработки морских месторождений нефти в непосредственной близости от Флориды. Власти штата под предлогом возможного нанесения ущерба флоридским пляжам обратились в Департамент внутренних дел США с требованием включить в «черный список» компании, которые будут в этом участвовать.

Очевидно, не способствовало нормализации двусторонних отношений и вынесенный кубинским судом приговор гражданину США А. Гроссу, работавшему с религиозными организациями Кубы по контракту с американским Агентством международного развития (USAID). Он был арестован в декабре 2009 г. по обвинению в «действиях по подрыву независимости и территориальной целостности Кубы» и осужден на 15 лет тюремного заключения. Еще до суда, по сообщениям прессы, по дипломатическим каналам кубинская сторона обозначала свою готовность обменять американца на пять кубинских разведчиков, содержащихся в тюрьмах США. Однако стороны так и не пришли к согласию.

Вместе с тем, привлекает внимание уже вторая поездка на Кубу после 2002 г. в марте 2011 г. экс-президента США Дж. Картера и его встреча как с Р. Кастро, так и с группой диссидентов. Напомним, что в своем выступлении в Гаванском университете во время первого визита Дж. Картер заявил, что США как более сильная сторона должны первыми сделать шаг к примирению. На своей последней пресс-конференции Дж. Картер выступил за отмену эмбарго, освобождения пяти кубинцев и А. Гросса. Представляется, что как опытный переговорщик Дж. Картер действительно может внести немалый вклад в нормализацию двусторонних отношений.

Не было ничего неожиданного в реакции администрации Б. Обамы на решения VI съезда КПК.

В интервью испанскому телеканалу «Univision» президент США посетовал на очевидную недостаточность объявленных реформ, что не дает возможности двигаться по пути дальнейшей нормализации отношений. Иного трудно было ожидать в условиях приближающейся президентской избирательной кампании, в ходе которой республиканцы, контролирующие ряд ключевых постов в Конгрессе, надеются добиться реванша.

Как и прежде, активностью характеризовалась позиция Кубы в ООН. Речь идет не только о ежегодном внесении на рассмотрение ГА ООН резолюцию, отвергающей американское эмбарго.

(На очередной сессии ГА ООН в октябре 2011 г. внесенная Кубой резолюция получила поддержку 186 государств-членов организации. Против проголосовали лишь США и Израиль, а три страны воздержались).

Куба считает недемократичным нынешний состав Совета безопасности ООН, который должен быть изменен в пользу большего представительства развивающихся стран. Об этом заявил министр иностранных дел Б. Родригес на заседании Совбеза 6 апреля 2011 г., обсуждавшем положение на Гаити.

По мнению Кубы, члены Совета должны быть лишены права вето, сам Совет расширен за счет включения в качестве постоянных членов Индии и Бразилии, а также увеличен состав непостоянных членов. При этом

Б. Родригес выразил разочарование тем, что на заседании участники ограничились лишь общими выступлениями, и никаких конкретных решений по помощи Гаити так и не было принято.

Характерно, что Б. Клинтон – специальный представитель ООН на Гаити на упомянутом заседании выразил признательность Кубе за ту помощь, которую она оказывает Гаити. Напомним, что общее число кубинского медицинского персонала, работавшего в этой стране к марту 2011 г., составило более 1300 специалистов.

В феврале 2011 г. на сессии подготовительного комитета по проведению в ООН конференции по разработке договора о торговле оружием представитель Кубы заявил, что любой договор должен быть направлен на предотвращение незаконной торговли и контрабанды оружия.

Куба резко выступила против резолюции 1973 Совбеза, санкционировавшего в феврале 2011 г. военные действия против Ливии. Еще до ее принятия кубинский представитель в Совете ООН по правам человека решительно высказалась против иностранной интервенции в Ливии и впоследствии резко осудила начало бомбардировок этой страны западными державами, обвинив их в нарушении международного права. В специальной декларации постоянного представителя Кубы в Совете ООН по правам человека 25 февраля 2011 г. содержалось требование к международному сообществу обеспечить мирное и уважающее суверенитет Ливии разрешение внутреннего кризиса в этой стране. После начала военных действий западной коалиции против кубинский МИД выступил со специальным заявлением, в котором фактически обвинил СБ ООН в том, что тот, приняв резолюцию 1973, поддался давлению некоторых западных держав и ем самым грубо нарушил Устав ООН. В августе 2011 г. Р. Кастро принял специального представителя правительства М. Каддафи и выразил возмущение действиями западных держав в отношении Ливии.

В сентябре Куба отказалась признать сформированное повстанцами правительство.

Признанием международного авторитета страны стало избрание в феврале 2011 г. представителя Кубы вице-председателем Комитета ООН по деколонизации. В марте 2011 г. Куба после исполнения обязанностей председателя «Группы 77» передала свои полномочия королевству Лесото. При этом в выступлениях высокопоставленных деятелей ЮНКТАД и других организаций ООН, а также представителей целой группы стран прозвучала высокая оценка ее деятельности на этом посту.

Куба по-прежнему солидаризировалась с теми странами «третьего мира», которые повергались различного рода санкциям со стороны развитых государств. Однако делала это более выборочно, о чем свидетельствует жесткая реакция на санкции ООН в отношении Ирана, поддержал независимость народа Западной Сахары, упоминавшаяся выше реакция на события в Ливии, выступления за невмешательство во внутренние дела Сирии. Вместе с тем, бросилась в глаза относительно спокойная реакция на устранение

Х. Мубарака в Египте, которому в своих «Размышлениях» Ф. Кастро инкриминировал ограбление с подачи США местного населения на десятки миллиардов долларов.

Большое внимание уделялось участию в Движении неприсоединения, Куба стремилась, в известном смысле, реанимировать его после очевидного спада, который оно испытывало в начале нынешнего столетия. На IV конференции Движения, состоявшейся в Гаване в сентябре 2006 г., страна была избрана его председателем. Р. Кастро в своем фактически первом публичном выступлении выдвинул идею превращения Движения в форум стран «третьего мира», который более действенно участвовал бы в формировании структуры многополярного мира и имел «более весомый голос» в предотвращении мировых финансовых кризисов, «бьющих» в первую очередь по развивающимся странам (На очередном XV форуме в Египте в июле 2009 г., Гавана передала председательство на последующие три года Каиру).

Отношения Кубы с латиноамериканскими государствами развивались по нескольким направлениям. Приоритетное значение придавалось государствам-членам Боливарианской инициативы для Америк (АЛБА[A24]). При этом речь шла не только о бесперебойных поставках Венесуэлой нефти Кубе по льготным ценам, что решало для страны энергетическую проблему. При открытии 20 марта 2011 г. в Каракасе XI сессии Межправительственной комиссии стороны отметили взаимную заинтересованность в продолжении плодотворного сотрудничества в таких областях, как здравоохранение, образование, спорт и культура.

Куба решительно поддержала Эквадор в его конфликте с Колумбией в 2009 г. резко осудила попытку государственного переворота в этой стране в сентябре 2010 г. Во время визита министра иностранных дел Кубы Б. Родригеса в Эквадор и Боливию в феврале 2011 г. руководство этих государств выразило искреннюю благодарность Кубе за помощь в решении проблем здравоохранения, образования и спорта.

Одной из главных проблем, которые в последние годы стремилась решить АЛБА в рамках стратегии экономического взаимодополнения, была борьба с голодом и взаимопомощь в обеспечении стран-членов продовольствием. Нет нужды говорить о том, какое значение этому придавала Куба. Поэтому она решительно поддержала подписание в апреле 2008 г. Соглашения о внедрении программ сотрудничества по обеспечению экономической, и в частности, продовольственной безопасности.

Нельзя не отметить движение солидарности с Кубой в латиноамериканских странах как противостояние политики эмбарго США, так и с требованием освобождения пятерых кубинцев, удерживаемых в американских тюрьмах по обвинению в шпионаже. Так, во время визита Б. Обамы в Чили в марте 2011 г. ему была вручена петиция, подписанная более чем сотней политических деятелей этой страны с требованием освобождения кубинцев.

Продолжался интенсивный политический диалог с лидерами других государств региона. Причем характерно, что на встречу с Ф. Кастро в начале 2009 г. выстроилась своеобразная очередь, в которой наряду с такими близкими по духу ему людьми, как У. Чавес и глава бразильского государства И. Дула да Силва, фигурировали и лидеры более умеренной ориентации – президенты Аргентины К. Фернандес и Чили

М. Бачелет. Все они были приняты и имели продолжительные беседы с еще не появлявшимся в то время на публике Ф. Кастро.

Весьма плодотворным оказался визит на Кубу президента Сальвадора М. Фунеса в октябре 2010 г., который стал первым главой центральноамериканского государства, посетившим Кубу за последние полвека. М. Фунес привез с собой делегацию из 40 сальвадорских бизнесменов. Был подписан ряд соглашений в области строительства, производства продуктов питания, туризма. Напомним, что восстановление в полном объеме дипломатических отношений с Кубой стало первой внешнеполитической акцией М. Фунеса после инаугурации в июне 2009 года.

Укреплению отношений с Бразилией способствовал визит на Кубу в марте 2011 г. специального советника президента этой страны М. Аурелио Гарсия, который сохранил свой пост и при новом главе государства Д. Русефф. Бразильский дипломат посетил объекты, строящиеся с помощью Бразилии.

По приглашению Национальной ассамблеи народной власти Кубы в марте 2011 г. в страну прибыли Х. Рамирес Мартин, председатель Комиссии по международным отношениям Палаты депутатов Мексики, а также депутат П. Кастро – член парламентской группы дружбы Мексика – Куба. Основной целью визита была координация с кубинским парламентом повестки дня предстоявшей в мае 2011 г. XII Межпарламентской конференции двух стран.

Можно ожидать нового этапа в развитии отношений Кубы с Перу. Об этом свидетельствует визит на остров вновь избранного президента этой андской страны Ольянты Умалы, которым он завершил свое турне по ряду стран региона и США. В ходе встречи с Р. Кастро оба руководителя подчеркнули взаимную заинтересованность в креплении разностороннего сотрудничества.

Непросто складывались отношения Кубы с государствами Европейского союза (ЕС). Еще в 1996 г. ЕС принял решение о проведении «единой политики в отношении Кубы», развитие отношений с которой должно было приниматься консенсусом в зависимости от «продвижения страны в сторону демократии». Санкции, введенные после «черного марта» 2003 г., были смягчены по инициативе премьер-министра Испании Л. Сапатеро в 2006 г. Ограничения на дипломатические связи окончательно были отменены в 2008 г.

В ноябре 2009 г. Кубу посетил еврокомиссар по вопросам развития и гуманитарной помощи и гуманитарной помощи К. де Гюхт. Критически высказавшись в отношении политики эмбарго, проводимой Вашингтоном, представитель ЕС заявил о необходимости нового формата отношений с Кубой, для чего последняя должна «сделать жесты» в области основополагающих прав человека.

Тем не менее, добиться дальнейшего расширения диалога и главное – отмены «единой позиции в отношении Кубы», Испании, председательствовавшей в ЕС в первой половине 2010 г., так и не удалось. Рассмотрение вопроса было отложено на осень 2010 г. и не привело к каким-либо существенным сдвигам. Исключением стал первый после 2003 г. официальный кубинской делегации во главе с Б. Родригесом в Брюссель в феврале 2011 г. для обсуждения комплекса вопросов с ЕС.

Весьма неоднозначно продолжали складываться отношения Кубы со странами Восточной Европы. Такие государства как Польша, Чехия и Словакия, став новыми членами ЕС, наиболее рьяно выступали с критикой Кубы за несоблюдение прав человека. Именно они были в ряде случаев соавторами антикубинских резолюций в Совете ООН по правам человека в Женеве. И во многом их жесткая позиция воспрепятствовала отмене «общей политики в отношении Кубы».

В отличие от бывших партнеров по СЭВ, в позитивное русло в последние годы вошли отношения с Белоруссией и Украиной (после президентских выборов 2009 г., на которых победу одержал В. Янукович). Заметным явлением стало визит на Кубу в декабре 2010 г. главы МИД Украины К. Гриценко и в октябре 2011 г. президента Украины В. Януковича. В ходе его визита были подписаны протокол о сотрудничестве в сфере транспорта и меморандум о взаимопонимании между двумя странами, а также объявлено об образовании Комитета предпринимателей Куба – Украина. Глава Украины выразил благодарность Кубе за предоставленную возможность «тысячам и тысячам» украинских детей-чернобыльцев пройти здесь курс реабилитации.

Из других внерегиональных направлений, пожалуй, следует выделить отношения с КНР. Особую роль имел визит председателя Национальной ассамблеи Кубы Р. Аларкона в Китай в ноябре 2010 г. в рамках празднования 50-летия установления дипломатических отношений между двумя странами. В ходе визита

Р. Аларкон сделал ряд заявлений, суть которых сводилась к тому, что Куба готова использовать опыт реформ в Китае, а укрепление двусторонних связей является приоритетной задачей внешней политики его страны (Напомним, что Куба в 1960 г. стала первой латиноамериканской страной, признавшей КНР).

Несмотря на отсутствие обмена визитами на самом высоком уровне, дружеские отношения с Вьетнамом не ограничивались лишь экономическим сотрудничеством. По признанию высшего кубинского руководства, оно пристально изучало опыт вьетнамской модели развития и стремилось извлечь из него то позитивное, что подходит к условиям Кубы.

Придал новый импульс кубино-японским отношениям состоявшийся в феврале 2011 г. визит на Кубу генерального директора Бюро по Латинской Америке и Карибам МИД Японии М. Мизуками, проходивший в рамках XI двустороннего политического диалога между дипломатическими ведомствами двух стран. При этом представитель японского МИД выразил решительную поддержку Кубы в ее противостоянии политике экономического эмбарго против острова. Особо выделена важность соглашения о техническом сотрудничестве, подписанное в декабре 2009 г., согласно которому Куба получает доступ к новым технологиям.

На африканском направлении следует в первую очередь отметить расширение связей с ЮАР.

Во время визита на Кубу президента ЮАР Д. Зумы в декабре 2010 г. в рамках двухдневного делового форума Куба – ЮАР было объявлено не только о предоставлении Кубе нового кредита в 30 млн. дол., но и об аннулировании задолженности кубинской стороны по некоторым прежним обязательствам.

В целом в период правления Р. Кастро существенных перемен во внешней политике Кубы

не произошло, хотя следует отметить большую гибкость и стремление отойти от характерной для нее ранее жесткой идеологизации. Конфликт с США по-прежнему поглощал по-прежнему поглощал львиную долю внешнеполитической энергии кубинского руководства, тем более что необходимо было искать адекватные ответы на новшества в политике Вашингтона при Обаме. При этом страна не снижала своей международной активности, стремясь максимально использовать трибуны международных организаций и отношения с отдельными государствами, противодействовать тенденции своей внешней изоляции, явственно обозначившейся после арестов группы диссидентов в марте 2003 года.

Поиск партнеров, развитие отношений с ними были призваны не только укрепить международные позиции Кубы, но и помочь выводу страны из состояния тяжелого экономического кризиса. Отдача от этих усилий оказалась куда меньше ожидаемой. Остаются нерешенными задачи получения достаточной помощи для преодоления продовольственного дефицита, привлечения необходимых иностранных инвестиций.

Тем не менее, Куба сохраняет свой имидж активного игрока на международной арене, пользующегося авторитетом среди стран «третьего мира».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: