Городская культура

Археологические исследования показали, что еще в VI – IX вв. на юге Казахстана и в юго-западных районах Жетысу была развита городская культура. Так, например, китайские летописи свидетельствуют о существовании в начале VII в. в Южном Казахстане города Испиджаб. Этот город в VI веке, по сведениям Махмуда Кашгари, носил название Сайрам. Ныне Сайрам является крупным населенным пунктом Южно- Казахстанской области. Центрами оседлой культуры на юге Казахстана являлись города Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и др. В Жетысу существовали города Талхир (Талгар), Алмалы и Койлык.

В этот период (VI – IX вв.) в данных регионах произошли серьезные социально-экономические изменения. Обедневшие группы полукочевых скотоводов постепенно переходили к оседлому образу жизни, становились жителями поселений и городов.

Города обычно состояли из 3 частей. В центре жили представители знати, богатые купцы. Во второй части, в предместье, жили мелкие торговцы и ремесленники. В третьей части города жили земледельцы, бедняки.

О том, что тюрки были знакомы с процессом плавки металлов еще с V века, красноречиво говорят слова жужанского кагана, обращенные к тюркскому кагану: «Ты мой плавильный невольник». Письменные источники свидетельствуют, что в городах Таласской долины изготавливали изделия из серебра и меди. В Чуйских, Илийских горах и Каратау плавили цветные металлы.

По данным археологических исследований, по сравнению с ранним средневековьем (VI – IX вв.) в середине средних веков (X – XII вв.) в Казахстане значительно оживленнее развивалась оседлая культура и росло число городов. Если в раннем средневековье в Южном Казахстане насчитывалось 30 городов, то во второй половине средневековья их число увеличилось до 37. А по письменным источникам, если на первых порах было известно 6 городов, то в последующее время – 33. Средоточием городов являлся Южный Казахстан в междуречье Арыси и Сырдарьи. Высоко развита была оседлая городская культура в Жетысу. Так, например, на юго-западе Жетысу, центром которого являлся Тараз, имелось 36 городов. А на его северо-востоке было найдено 70 городищ.

Особенностью, присущей X – XII вв., было распространение оседлой культуры в центральных и восточных регионах Казахстана. Свидетельством этому являются города Баскамыр и Аяккамыр у подножий Улытау или Сарайлы и Торайлы на берегах реки Кенгир.

Новым элементом в градостроительстве X – XII вв. являлось сооружение мечетей в связи с распространением исламской религии. Также новым элементом можно считать и восточные бани. Так, например, в Отраре были найдены остатки двух восточных бань XI – XII вв. Подобные бани были построены в Таразе и Туркестане. Планировка этой бани имеет сходный вариант с банями в Средней Азии, на Кавказе, Ближнем и Среднем Востоке. По проекту восточных бань построена баня «Арасан» в Алматы, являющаяся местом отдыха и оздоровительным центром.

В системе архитектурных сооружений в X – XII веках произошли значительные изменения. Это формирование рабадов, увеличение площади городов, строительство мечетей и бани, а также более качественное возведение мощных оборонительных сооружений.

В Х веке в жилых зданиях увеличилось количество комнат. Справа от входа находился тандыр (очаг, печь). Часто комнаты были сквозными: такие дома называют «дома-коржыны». В домах суфы – глиняные помосты для отдыха – занимали половину комнаты. Новшеством в строительстве жилых домов в XII веке является то, что появились новые очаги. Они были схожи с «сандалами» - очагами посреди помещения в Средней Азии. У тюрков, как у любого народа во все времена очаг символизировал семейное единство, изобилие и благосостояние народа. Еще одним новшеством стало появление ташнау – санитарно-очистительное устройство средневекового дома.

В жилищном строительстве Жетысу X – XII вв. имелись свои специфические особенности, присущие местным условиям. Жилища имели центрический план, общая площадь состояла 500 – 600 кв. м.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: