Тема 1. Предмет изучения и базовые понятия институциональной экономики. Основные течения современной институциональной теории экономики

Т.А. Кулешова

Институциональная экономика

Практикум

Новосибирск


УДК 33(076)

К.э.н., доцент Кулешова Т.А. Институциональная экономика: Практикум.– Новосибирск: СибГУТИ, 2011 – 24 с.

Практикум является основой учебно-методического обеспечения дисциплины «Институциональная экономика».

Включает вопросы для подготовки к практическим занятиям, темы рефератов. По каждой теме имеется набор задач и упражнений.

Практикум предназначен для студентов 4 курса ИЭФ, обучающихся по специальности «Национальная экономика».

Кафедра экономической теории

Табл. – 3, рис. – 2, список литер. – 38 наименов.

Рецензент: к.э.н., доцент Е.И. Зуева

Утверждено редакционно-издательским советом СибГУТИ в качестве практикума.

© Кулешова Т.А.

© Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Предмет изучения и базовые понятия институцио-нальной экономики. Основные течения современной институциональной теории экономики…………………….  
2. Методы институциональной экономической теории……  
3. Права собственности и трансакционные издержки………..  
     
4. Теория контрактов…………………………………………...  
5. Экономическая теория организации………………………..  
     
6. Институциональная теория государства…………………...  
     
7. Институциональные изменения…………………………….  
     
8. Список литературы…………………………………………..  

Тема 1. Предмет изучения и базовые понятия институциональной экономики. Основные течения современной институциональной теории экономики

Длительность занятия – 4 часа

Вопросы для подготовки

1. Понятие института. Роль институтов в функционировании экономики

2. Сравнение неоклассической и институциональной экономических теорий

3. Старый и новый институционализм.

4. Нормы и правила.

5. Рациональность как норма поведения.

Темы рефератов

1. Пределы применимости неоклассического подхода.

2. Применение институционального анализа для решения практических задач.

3. Концепция власти в институциональной экономике.

4. Формальные и неформальные институты: сущность, место и роль в экономической системе.

Задачи и упражнения

1. Покажите, в чем состоит ограниченность неоклассического подхода на основе анализа одной из неклассических моделей.

2. Согласно каким нормам поведения должен вести себя homo oeconomicus?

3. В чем состоят практические цели изучения институциональной экономики.

4. В чем заключаются основные отличия «старого» и «нового» институционализма? Проанализируйте один из институтов, например институт семьи, на основе двух подходов.

5. Назовите утверждения, образующие «жесткое ядро» нео­классики. В чем заключается их опровержение, которое предлагают представители «новой институциональной экономики»?

6. При существовании каких институциональных предпосылок возможно «нащупывание» равновесной цены?

7. Дайте определение института. С какими институтами Вы сталкиваетесь постоянно. Дайте их характеристику.

8. Охарактеризуйте поведение покупателя супермаркета с позиции полной, ограниченной и неполной рациональности.

9. В чем заключаются основные отличия «старого» и «нового» институционализма. Проанализируйте известный Вам институт с позиции этих двух подходов.

10. Какие неформальные институты можно выделить в современной хозяйственной практике в России. Приведите пример и обоснуйте свой ответ.

11. Дайте определение понятия «соглашения». Какие типы соглашений выделяются в институциональной экономике. Приведите примеры для различных типов соглашений.

12. Дайте определение индивидуализма и холизма. Приведите примеры, которые иллюстрируют данные подходы.

13. Дайте определение нормы. Покажите, в чем состоят отличия понятий «совместная стратегия», «норма», «правило». Приведите примеры различных типов норм, покажите их структуру с помощью таких характеристик, как атрибут, фактор долженствования, цель, условие, санкция.

14. Охарактеризуйте следующие типы поведения – целерациональное поведение, ценностно-рациональное поведение, традиционное поведение, аффективное поведение. Какой тип поведения характерен:

· для студента при подготовке к экзамену?

· для человека, заключающего ипотечный договор с банком?

· выбор места для дружеской вечеринки.

15. Всегда ли норма является результатом рационального выбора выполняющих ее предписания людей? Если нет, то какие препятствия рациональному выбору норм вы можете назвать?

16. Покажите, как одно и то же взаимодействие может строиться на основе рациональности в различных ее формах — полной, неполной, норме обоснованного действия.

17. Попробуйте описать свой обычный день в терминах согла­шений начиная с утра и до вечера. Элементы каких соглашений Вы нашли и как эти соглашения соотносятся между собой (компромисс, экспансия, касание)?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: