Правление княгини Ольги (945—962)

«Возьмем жену Игоря — Ольгу, за князя нашего Мала, а сыну Игоря Святославу сделаем, что захотим!» — похвалялись древляне в 945 г., вспо­миная старые времена, когда один племенной вождь, разбив другого, ста­новился обладателем богатств, семьи и власти побежденного. Но в жизни славян уже многое изменилось, и Ольга, принявшая на себя в малолетст­во сына верховную власть в Киеве, руководствовалась не первобытными традициями.

О происхождении Ольги «Повесть временных лет» говорит мало. Воз­можно, она была дочерью псковского правителя — вассала киевского кня­зя. Она стала мудрой правительницей, не случайно современники прозва­ли ее вещей. Еще Ольга была настоящей дочерью своего времени. «По­весть временных лет» содержит красочный рассказ о жестокой мести Оль­ги древлянам.1

Регламентация дани Чтобы впредь избежать восстаний, подобных древ­лянскому, княгиня для древлян и жителей русского севера (возможно, и для других территорий Руси) ввела уроки, которые оп­ределяли, сколько дани должны платить подданные. Кроме того, были выделены места — погосты, куда к княжеским людям привозили дань са­ми данники. Появилась вторая форма сбора налога — повоз. Замечатель­ный отечественный ученый XIX в. С.М.Соловьев видел в преобразовани­ях Ольги мудрый государственный шаг, упрочивший единство страны и центральную власть.

Отношения с Византией. Крещение Ольги Ольга не затевала дальних походов, но сама побывала в Царьграде с посольством в 955 (или в 957 г.). Наверное, тогда был заключен новый договор между Русью и Византией, но до нас этот договор не дошел. Летописи сообщают, что греки встретили княгиню с почетом, богато одарили. Император стал крестным отцом Ольги, которая приняла в Константинополе христианство.

Возможно, Ольга намеревалась крестить Русь, но решительных шагов в данном направлении не предприняла. Даже сын ее Святослав отказался креститься, сказав, что дружинники его будут смеяться над ним. Впрочем, среди дружинников-варягов уже было немало христиан. При правитель­нице-христианке никто не мешал христианам исповедовать свою веру. В Киеве стояла церковь Св. Ильи.

6. «Иду на вы!» Княжение Святослава (962-972).

Святослав В 962 г. возмужавший Святослав принял государствен-

ную власть. Внутренними делами он занимался мало, поручив их матери и боярам. Война целиком владела помыслами князя. Воспитан он был воином, ходил легко, как леопард, в походах не возил с собой ни припасов, ни котлов, ни шатров, ел добытую охотой дичь, под­жаривая ее на углях, спал на земле, подостлав конский потник, с седлом в головах, отправляясь на врага, посылал сказать: «Иду на вы!» Такими же были и все его воины — добавляет к рассказу о Святославе летопись.

Походы Святослава на Волгу, разгром Хазарии (965-967) Святослав покорил вятичей, плативших дань хазарам. Потом князь овладел хазарской крепостью на Дону Саркелом. Победил ясов и касогов (предков осетин и черкесов) и взял с них дань. Современник Святослава арабский писатель Ибн-Хаукаль дополняет сведения «Повести временных лет» о походах русских на Волгу в княжение Игорева сына. По его свидетельству, русские дружины вторглись в пределы Волжской Болгарии, достигли г. Булгары, а затем вошли в мордовские земли. На Нижней Волге были разграблены и разрушены столица Хазарии Итиль и много других горо­дов, от которых «не осталось и следа». Хазарский каганат фактически пе­рестал существовать. На месте Саркела возникла древнерусская колония Белая Вежа. На Тамани русские имели г. Тмутаракань, ставший центром довольно обширного русского владения, заселенного представителями различных народов.

Последствия разгрома Хазарии. Итоги разгрома Святославом Хазарии были противоречивы. С одной стороны, каганат хотел господствовать над восточнославянскими племенами и пытался мешать политике объе­динения всех восточных славян под властью киевских князей. Но, с дру­гой стороны, падение хазарского государства открыло путь на запад пече­негам. Они вскоре стали хозяевами причерноморских степей. Печенеги уничтожили славянские поселения на восток и юг от рек Суды и Роси. Не­посредственная угроза возникла для городов Среднего Поднепровья, в ча­стности для самого Киева. Хазары вели с руссами оживленную торговлю, а печенеги блокировали восточные торговые пути Руси и в скором буду­щем затруднили русско-византийскую торговлю, т.к. подкарауливали у порогов купеческие караваны, плывущие вниз по Днепру.

Дунайский поход Святослава 967-968. Святослав, конечно, не думал обо всем этом, когда с добычей и хазарскими пленниками-рабами возвращался с Волги в Киев. Завоевания его были огромны: только грани­ца временных владений Руси на юго-востоке простиралась на 3 тыс. км. Слава о русских победах гремела вокруг, и хитроумные византийцы реши­ли «нанять» удачливого варварского вождя для покорения Дунайской Болгарии, которая в начале X в., обретя независимость от Империи, стала угрожать Византии, но потом с 960-х гг. из-за внутренних распрей ослабе­ла. Император Никифор Фока обещал князю большую дань. В 967-968 гг. Святослав воюет на Дунае. В битве под Доростолом 60-тысячное русское войско разбило 30-тысячную болгарскую армию. Святослав занял дунай­ские города и сел в Переяславце-на-Дунае. Князь уже не хотел передавать Болгарию византийцам, ему грезилось мощное русско-болгарское царст­во, и он уже видел свой щит на вратах Царьграда.

Печенеги под Киевом Тем временем в 969 г. печенеги чуть было не овладели Киевом. Святослав быстро вернулся на Русь. Мать и бояре встретили его упреком: «Ты ищешь чужих земель, а своей пренебре­гаешь!» «Не любо жить мне в Киеве, — ответил Святослав, — хочу жить в Переяславце-на-Дунае, там середина моей земли, туда сходятся блага из разных стран: из Византии — паволоки (шелковые ткани), золотая утварь, вино и фрукты, из Чехии и Венгрии — серебро и кони, а из Руси — меха, мед и челядь (рабы)!» Однако, похоронив умершую вскоре Ольгу, он уст­роил внутрирусские дела: разделил Русь между сыновьями и поручил по­следним заботы о родине. В Киеве сидел старший сын Святослава Яро-полк, в древлянской земле второй сын — Олег, а на севере в Новгороде — младший побочный сын Владимир.

Второй дунайский поход 970—971 Сам же князь умчался к Дунаю, где с союзником и вассалом своим — болгарским царем — захватил Пловдив, вступил во Фракию и намеревался двинуться на Константинополь. Но в битве под Аркадиополем русское войско было разбито. Погибло около 20 тыс. человек. Потерпели поражение и русско-болгарские войска под Преславой. Святослав с 10 тыс. воинов оказался запертым в Доростоле и три месяца сидел в осаде.

Несколько раз русские пробовали пробиться из Доростола. Святослав обращался к воинам: «Выбирать нам не из чего! Волей или неволей мы должны драться. Не посрамим же земли русской, но ляжем костьми, мерт­вые бо срама не имут. Станем крепко. Я пойду впереди вас, и если глава моя ляжет, сами о себе помыслите!»

Греческий историк Лев Дьякон так описал бои между русами и визан­тийцами:

«Войска сошлись, и началась сильная битва, которая долго с обеих сторон бы­ла в равновесии. Россы, приобретшие славу победителей у соседних народов, почитая ужасным бедствием лишиться оной и быть побежденными, сражались от­чаянно. Римляне (византийцы), побеждавшие всех врагов своих оружием и своею доблестью, также стыдились быть побежденными». В тот день руссы отбили 12 греческих атак и к вечеру отошли в Доростол. На следующий день воины Свято­слава отразили штурм крепости, а через день «...при заходе солнца русы вышли из города, построились в твердую фалангу и, простерши копья свои, решились ид­ти на подвиг. Открылось сражение. Скифы сильно напали на римлян, кололи их

копьями, поражали коней стрелами и всадников сбивали на землю. Тогда Анемас (один из знаменитых греческих воинов), увидев Святослава, с бешенством и яро­стью стремящегося на наших воинов и ободряющего полки свои, поскакал прямо на него, поразил его в самую ключевую кость и повергнул ниц на землю. Но не смог умертвить: кольчужная броня и щит, которыми он вооружался от римских ме­чей, его защитили. Конь Анемаса частыми ударами копий сражен был на землю, тогда, окруженный фалангою скифов, упал сей муж, превосходивший всех своих сверстников воинскими подвигами.

Итак, россы, ободренные его падением, с громким и диким криком бросились на римлян. Устрашенные необыкновенным их натиском, римляне начали отсту­пать». Император Иоанн Цимисхий бросил в бой отборный конный отряд — «бес­смертных». «Внезапно восставшая и разлившаяся по воздуху буря с дождем расст­роила россов, ибо поднявшаяся пыль вредила их глазам». Греки ударили во флан­ги и тыл. Святослав с большим трудом пробился к Доростолу и укрылся в нем вновь.

Мирный договор с греками. Гибель Святослава Вскоре по предложению византийцев заключили мир (971 г.): Святослав отказывался от Болгарии, отдавал Доростол и пленных, клялся не воевать против гре­ков, а византийцы пропускали русских к морю, выдав каждому руссу хле­ба на дорогу и серебра. Причем дань русские брали и на убитых воинов. Важным условием договора было обязательство византийцев не чинить препятствий русским купцам. Мир был весьма почетный, но он не радо­вал Святослава. «Пойду в Русь и приведу более дружины», — думал князь. Но тому не суждено было сбыться: у днепровских порогов ждали поре­девшее войско печенеги. Прорваться русским ладьям через них не уда­лось. Святослав отпустил конную дружину с воеводой Свенельдом в Ки­ев, а сам зазимовал на Днепре. Холод, голод, болезни и раны унесли в мо­гилу много зимовщиков, а весной 972 г. при попытке подняться вверх по Днепру полегла вся оставшаяся дружина и Святослав. Печенежский хан Куря велел изготовить из черепа знаменитого князя чашу для пиров. Куря полагал, что из такой чаши вместе с вином и кумысом он получит отвагу, удачу и силу Святослава.

§ 3. Норманнская теория и споры вокруг нее. Справочный материал.

План.

1. Возникновение дискуссии по проблеме образования государства Русь.

2. Норманизм и антинорманизм в XVIII в.

3. Развитие дискуссии в XIX в.

4. Идеологические спекуляции вокруг проблемы в 1930—1950 гг.

5. Современное состояние проблемы происхождения государства Русь.

6. Ученые о происхождении терминов «русь» и «русы».

Условной датой возникновения древнерусского государства можно счи­тать 882 г. — год объединения Киева и Новгорода под властью одного кня­зя • Однако многие ученые начинают историю Руси с 862 г., когда были призваны варяги. Вокруг вопроса о начале русской государственности, о том, кто такие русы и откуда взялось название страны «Русь», с давних пор ИДУТ споры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: