Заняв Киев, Владимир поспешил выдворить с Руси варягов. Они вели себя дерзко, обижали славян и требовали наложить на киевлян контрибуцию в свою пользу: по две гривны2 на человека. Вместо варягов Владимир стал собирать в свою дружину новых воинов: выходцев из различных славянских племен, угро-финнов, живших на подвластных Руси землях, обрусевших норманнов и тех варягов, которые служили киевскому князю, а не навязывали ему свою волю. Среди рядовых дружинников (отроков, гридней, детских, как их тогда называли) и среди прославившихся подвигами храброе — богатырей3 встречались и дети знатных мужей, и сыновья простолюдинов. Вспомните былины о боярском сыне Добрыне, крестьянском сыне Илье Муромце, поповиче Алеше. Старшую дружину Владимира составляли его «мужи» — советники, воеводы, наместники. Они сами
Но пусть вас не смущает слово «рабыня». Малуша была дочерью знатного жителя г.Любеча — Мал ко, ее родной брат Добрыня был боярином Святослава, сидел посадником в Новгороде, да и сама Малуша являлась ключницей, т.е. управляла великокняжеским хозяйством. Правда, Святослав не намеревался давать Владимиру какой-то удел при разделе земли меж-ДУ сыновьями, но просьбы новгородцев во главе с Добрыней привели сына рабыни на новгородский стол — престол.
|
|
Киевская гривна составляла около 90-100 г. серебра, а новгородская около 200 г. Слово «богатырь» происходит от татарского «богатур» и на Руси стало употребляться по-Ле монгольского нашествия.
имели вооруженные отряды свободных воинов и воинов-холопов (рабов). Старших дружинников еше именовали боярами. С ними князь Владимир держал совет по важнейшим делам.
С дружиной Владимир охотился и пировал. Пиры киевского князя вошли в историю, потому что, помимо княжеского терема, пировал весь Киев: Владимир приказывал выносить меды и снедь для простого народа.
Дружину старшую и младшую Владимир щедро награждал, делился с ней данью и военной добычей. Бояре могли получать в свою пользу право сбора дани с определенной территории. Таким образом, благосостояние дружины зависело от могущества князя, и дружина всячески поддерживала авторитет центральной власти.
В большие походы князь выводил не только дружину, но и воев ополченцев, которые были «людьми», так на Руси X—XII вв. называли свободных крестьян общинников, членов верви, или свободных ремесленников и небогатых торговцев из горожан.