Крещение Руси

Важнейшим нововведением X в. явилось принятие в 988 г. христианст­ва. Не случайно Ласкового князя Владимира, Владимира Красное Сол­нышко, прозвали еще Святым.

Реформа До 988 г. русские были язычниками, поклонялись многим

язычества богам, среди которых особым уважением пользовпись бог молнии Перун (у дружинников) и бог скота Велес (у рядовых людей) В договорах с Византией «дружина и вой» клялись именно этими божест­вами. Кроме того, каждое племя почитало еще Какого-нибудь местного духа. Последнее мешало объединению славян из различных племен

Сразу же после войны с Ярополком Владимир задумал сделать Киев ре­лигиозным центром всех восточных славян. Он создал в центре Киева ка­пище1, где стояли идолы различных богов, сведенные в пантеон Главным стал Перун. Его деревянное изваяние венчала серебряная голова с золоты­ми усами.

Причины обращения к христианству. Результатами реформы Владимир остачея недоволен. На местах люди по-прежнему чтили традици­онных богов, Перун остался главным богом дружинников Дунчйская Болгария, Византия, королевства Западной Европы были христианскими государствами, на язычников они смотрели свысока и с недоверием. Язы­чество затрудняло международные контакты языческой Руси с развитым христианским миром, что мешало и политическому и культурному становлению государства. Да и для внутреннего порядка языческие нравы зародившиеся еще при первобытно-общинном строе были препятствием, ибо они не сдерживали агрессии и алчности, не разрушали племенную замкнутость людей.

Христианство с его единобожием (монотеизмом), иерархией святых учением о терпении и подчинении, обещанием рая страдальцам пропове­дью непротивления злу насилием, освящением царской власти значитель­но более подходило уровню развития русского общества X в., нежели при­митивное первобытное язычество.

Христианство не было единственной развитой религией того времени ™ I уси знали об иудаизме (иудеями была верхушка хазарского общест­ва), об исламе (волжские болгары являлись мусульманами) Но отноше ния с иудеями-хазарами и мусульманами-болгарами были скорее воаж Дебные, а с Византией, несмотря на все противоречия, - взаимовыгодны-миигг о вело к ориентации на христианство, причем в его восточном, гре-

1 Капище - место, где стояли идолы и проводились религиозные церемонии славян-язычников.


имели вооруженные отряды свободных воинов и воинов-холопов (рабов). Старших дружинников еше именовали боярами. С ними князь Владимир держал совет по важнейшим делам.

С дружиной Владимир охотился и пировал. Пиры киевского князя во­шли в историю, потому что, помимо княжеского терема, пировал весь Ки­ев: Владимир приказывал выносить меды и снедь для простого народа.

Дружину старшую и младшую Владимир щедро награждал, делился с ней данью и военной добычей. Бояре могли получать в свою пользу право сбора дани с определенной территории. Таким образом, благосостояние дружины зависело от могущества князя, и дружина всячески поддержива­ла авторитет центральной власти.

В большие походы князь выводил не только дружину, но и воев ополчен­цев, которые были «людьми», так на Руси X-XII вв. называли свободных крестьян общинников, членов верви, или свободных ремесленников и не­богатых торговцев из горожан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: