Отъезд царя из В декабре 1564 г. Иван уехал на богомолье в Троице-
Москвы Сергиев монастырь, а потом остановился в подмос-
ковной Александровой слободе, откуда в столицу в январе 1565 г. пришли 2 грамоты. Недоумевавшие москвичи, собравшиеся на Красной площади, узнали из царских писем: бояре, дворяне и дети боярские не желают честно сражаться против врагов, а духовенство их покрывает, поэтому царь Иван, «не хотя... многих изменных дел терпети», решил оставить государство; на бояр, служилых людей и духовенство он налагает опалу, а на простой народ гнева не имеет.
Московские простолюдины стали кричать, что «изменников» они «потребят» (убьют), остальные пребывали в недоумении. Решили идти в Александрову слободу, умолять царя вернуться.
Делегация из бояр и церковных иерархов нашла Ивана IV страшно переменившимся. Он словно постарел на много лет: голова сильно облысела, поседевшие волосы и борода свисали клочьями, лицо избороздили морщины, колючие глаза запали.
Условия царя Царь соглашался вернуться, но выдвигал условие.
|
|
Страна должна быть поделена на две части: земщину и
опричнину1. В земшине управление останется прежним; а в опричнине,
куда должны были войти самые развитые и стратегически важные земли
' Надо сказать, что «опричнины» существовали в Московском государстве и ранее: так назывался удел вдовствующей великой княгини, но требования Ивана были совсем иного плана.
центра, севера и западного пограничья, Иван создаст особую опричную боярскую Думу, приказы, двор, казну и войско; людишек он переберет, изменников казнит, а те бояре и служилые люди, которых он не хочет видеть в опричнине, будут лишены имений и переселены в земщину, где получат земельные дачи. В Москве Иван тоже выделял себе часть, но опричной столицей становилась Александрова слобода.
Казни и опалы Подданные приняли условия царя, и началась кровавая эпоха. По стране разъезжали в черных одеяниях опричники со своими страшными эмблемами — собачьей головой и метлой у луки седла. Они как бы говорили, что будут выгрызать и выметать измену из Руси. Опричники хватали людей, обвиненных без серьезных улик, и тащили их в застенок. После пыток страдальцев ждала мучительная смерть. Царь был изобретателен: людей зашивали в медвежьи шкуры и травили собаками, подрывали порохом, палили на медленном огне.
Случались массовые казни. В декабре 1569 г. Иван Грозный с опричниками выступил в поход на Новгород. Поводом послужил ложный извет об измене новгородцев, якобы желавших поддаться польскому королю. Погром длился 6 недель, убивали всех без разбора (по различным оценкам ученых погибло от 3 до 10 тыс. невинных людей), опустошили все дома и храмы. Иван Грозный, вооружась молотом, крушил стены Святой Софии в тщетных поисках будто бы спрятанной изменниками новгородской казны.
|
|
Казну не нашли, но обогатились опричники баснословно. Один иноземный проходимец Генрих Штаден, служивший в опричнине, хвастал в своих «Записках»:
«Когда я выехал с великим князем у меня была одна лошадь, вернулся же я с 49, из них 22 были запряжены в сани, полные всякого добра».
Летом 1570 г. на Красной плошади в Москве умертвили более 100 человек. Причем сам царь и старший сын его, царевич Иван, взялись за топоры и рубили головы.
В опричной столице жизнь была поставлена с ног на голову. Царь и его слуги объединились в некое подобие монашеского ордена. Иван играл роль игумена (настоятеля). Он звал опричников «братьями», и они неизменно называли его «братом». Часы проводили в молитве. Порой царь звонил в колокола вместе с сыновьями, особенно с Федором (этого недалекого и болезненного царевича отец даже прозвал «звонарем»). Потом спешили в пыточные камеры или предавались пьяным оргиям, разврату и другим грубым забавам.
Найти управу на опричников было невозможно. Царь наставлял земских бояр, разбиравших споры жителей земщины с опричниками: «Судите праведно, наши виноваты бы не были».
Иноземцы считали, что идею опричнины подал Ивану брат его второй жены кабардинский крещеный князь Михаила Темрюкович Черкасский. Так ли это было? Кто знает. Сами опричники становились жертвами террора, если вдруг царь начинал не доверять им. Погибли Черкасский, Афанасий Вяземский, отец и сын Басмановы и многие другие фавориты царя. Неизменной любовью Ивана Грозного пользовался лишь Малюта Скуратов (Вельский), оставивший о себе память неумолимого палача.
Протесты Не все русские люди склонились перед опричниной. Андрей Курбский посылал из Литвы царю послания, клеймя деспота за невинно пролитую кровь, несправедливые опалы. На Земском соборе 1566г. часть дворян просила отменить опричнину. Царь казнил до 200 челобитчиков. Тогда митрополит Афанасий, а потом и митрополит Филипп Колычев потребовали прекращения казней, за что оба были смещены.
Итоги опричнины В опричнину многие вотчины и поместья поменяли своих хозяев. Однако значительных переселений бояр и служилых людей из опричнины в земщину и наоборот, как показывают современные исследования, не было. Пострадали прежде всего родственники опальных.
Раньше было распространено мнение, что казням подверглись в основном бояре. Но при детальном рассмотрении этого вопроса оказалось, что на одного знатного человека приходилось с десяток убитых рядовых служилых людей и множество простолюдинов.
В опричнину было уничтожено удельное старицкое княжество. Владимира Старицкого с женой и дочерью Иван Грозный принудил выпить яд. В монастыре убили мать Владимира.