Опричнина (1564-1572)

Отъезд царя из В декабре 1564 г. Иван уехал на богомолье в Троице-
Москвы Сергиев монастырь, а потом остановился в подмос-

ковной Александровой слободе, откуда в столицу в январе 1565 г. пришли 2 грамоты. Недоумевавшие москвичи, собравшиеся на Красной площади, узнали из царских писем: бояре, дворяне и дети боярские не желают чест­но сражаться против врагов, а духовенство их покрывает, поэтому царь Иван, «не хотя... многих изменных дел терпети», решил оставить государ­ство; на бояр, служилых людей и духовенство он налагает опалу, а на про­стой народ гнева не имеет.

Московские простолюдины стали кричать, что «изменников» они «по­требят» (убьют), остальные пребывали в недоумении. Решили идти в Александрову слободу, умолять царя вернуться.

Делегация из бояр и церковных иерархов нашла Ивана IV страшно пе­ременившимся. Он словно постарел на много лет: голова сильно облысе­ла, поседевшие волосы и борода свисали клочьями, лицо избороздили морщины, колючие глаза запали.

Условия царя Царь соглашался вернуться, но выдвигал условие.

Страна должна быть поделена на две части: земщину и

опричнину1. В земшине управление останется прежним; а в опричнине,

куда должны были войти самые развитые и стратегически важные земли

' Надо сказать, что «опричнины» существовали в Московском государстве и ранее: так назывался удел вдовствующей великой княгини, но требования Ивана были совсем иного плана.

центра, севера и западного пограничья, Иван создаст особую опричную боярскую Думу, приказы, двор, казну и войско; людишек он переберет, из­менников казнит, а те бояре и служилые люди, которых он не хочет видеть в опричнине, будут лишены имений и переселены в земщину, где получат зе­мельные дачи. В Москве Иван тоже выделял себе часть, но опричной сто­лицей становилась Александрова слобода.

Казни и опалы Подданные приняли условия царя, и началась крова­вая эпоха. По стране разъезжали в черных одеяниях опричники со своими страшными эмблемами — собачьей головой и мет­лой у луки седла. Они как бы говорили, что будут выгрызать и выметать измену из Руси. Опричники хватали людей, обвиненных без серьезных улик, и тащили их в застенок. После пыток страдальцев ждала мучитель­ная смерть. Царь был изобретателен: людей зашивали в медвежьи шкуры и травили собаками, подрывали порохом, палили на медленном огне.

Случались массовые казни. В декабре 1569 г. Иван Грозный с опричника­ми выступил в поход на Новгород. Поводом послужил ложный извет об из­мене новгородцев, якобы желавших поддаться польскому королю. Погром длился 6 недель, убивали всех без разбора (по различным оценкам ученых погибло от 3 до 10 тыс. невинных людей), опустошили все дома и храмы. Иван Грозный, вооружась молотом, крушил стены Святой Софии в тщет­ных поисках будто бы спрятанной изменниками новгородской казны.

Казну не нашли, но обогатились опричники баснословно. Один ино­земный проходимец Генрих Штаден, служивший в опричнине, хвастал в своих «Записках»:

«Когда я выехал с великим князем у меня была одна лошадь, вернулся же я с 49, из них 22 были запряжены в сани, полные всякого добра».

Летом 1570 г. на Красной плошади в Москве умертвили более 100 чело­век. Причем сам царь и старший сын его, царевич Иван, взялись за топо­ры и рубили головы.

В опричной столице жизнь была поставлена с ног на голову. Царь и его слуги объединились в некое подобие монашеского ордена. Иван играл роль игумена (настоятеля). Он звал опричников «братьями», и они неиз­менно называли его «братом». Часы проводили в молитве. Порой царь звонил в колокола вместе с сыновьями, особенно с Федором (этого неда­лекого и болезненного царевича отец даже прозвал «звонарем»). Потом спешили в пыточные камеры или предавались пьяным оргиям, разврату и другим грубым забавам.

Найти управу на опричников было невозможно. Царь наставлял зем­ских бояр, разбиравших споры жителей земщины с опричниками: «Суди­те праведно, наши виноваты бы не были».

Иноземцы считали, что идею опричнины подал Ивану брат его второй жены кабардинский крещеный князь Михаила Темрюкович Черкасский. Так ли это было? Кто знает. Сами опричники становились жертвами тер­рора, если вдруг царь начинал не доверять им. Погибли Черкасский, Афа­насий Вяземский, отец и сын Басмановы и многие другие фавориты царя. Неизменной любовью Ивана Грозного пользовался лишь Малюта Скура­тов (Вельский), оставивший о себе память неумолимого палача.


Протесты Не все русские люди склонились перед опричниной. Анд­рей Курбский посылал из Литвы царю послания, клеймя деспота за невинно пролитую кровь, несправедливые опалы. На Земском соборе 1566г. часть дворян просила отменить опричнину. Царь казнил до 200 челобитчиков. Тогда митрополит Афанасий, а потом и митрополит Фи­липп Колычев потребовали прекращения казней, за что оба были смещены.

Итоги опричнины В опричнину многие вотчины и поместья поменяли своих хозяев. Однако значительных переселений бо­яр и служилых людей из опричнины в земщину и наоборот, как показы­вают современные исследования, не было. Пострадали прежде всего род­ственники опальных.

Раньше было распространено мнение, что казням подверглись в основ­ном бояре. Но при детальном рассмотрении этого вопроса оказалось, что на одного знатного человека приходилось с десяток убитых рядовых слу­жилых людей и множество простолюдинов.

В опричнину было уничтожено удельное старицкое княжество. Влади­мира Старицкого с женой и дочерью Иван Грозный принудил выпить яд. В монастыре убили мать Владимира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: