Царь Михаил Романов, его отец патриарх Филарет, воевода Михаил Шеин, король Речи Посполитой Владислав IV, голландский купец А. Виниус.
Основные даты. 1613-1645 1632-1634 1634 1637- |
— царствование Михаила Романова.
— Смоленская война.
— Поляновский договор России с Речью Посполитой.
— Азовское сидение.
XVII век стал последним веком старой Московской Руси и в то же время он принес с собой множество новшеств, которые говорили, что скоро наступит новое время. Новшества эти затронули все стороны жизни — хозяйство, политику и общество, культуру.
1. Новое в русском хозяйстве.
Специализация В экономике Руси после затяжного периода восстановления хозяйства после Смуты (20—50-е гг. XVII в.) наступил новый подъем. Были вновь распаханы заброшенные в лихолетье пашни, введены в оборот новые земли — к югу от Белгорода, в Среднем Поволжье, в Сибири.
Появились районы, производившие хлеб не только для себя, но и на продажу. Это были черноземные земли вокруг Орла, Волжские районы, плодородное ополье у Вологды.
|
|
В других же местах стали специализироваться на промыслах и предпринимательстве. Здесь производили ремесленные изделия с целью продать их на рынке. В Новгороде, Пскове, Смоленске, Костроме и Вологде ткали полотно. Кожи обрабатывали в Ярославле, Казани, Нижнем Новгороде, Калуге. Сырье — необработанные кожи — привозили в эти города с Украины. Первоклассные плотники жили в северном Поморье. Там же добывали соль. В тихвинском районе, под Тулой и Серпуховым, в Устюге Железном появились первые железоделательные мануфактуры.
Развитие торговли Ярмарки. Развивалась внутренняя торговля: постоянная, которую вели купцы, держащие по городам лавки; и периодическая, когда в какой-то центр на ярмарку раз в год съезжались люди с товаром со всей страны. Самая известная из ярмарок XVII в. находилась в селе Макарьеве (близ Макарьева монастыря), позже она была перенесена в Нижний Новгород. Главной ярмаркой Сибири была Ир-битская. На ярмарках велась крупная (оптовая) и сезонная торговля.
Лавочная торговля. В городах России действовали также постоянные торговые точки (лавки), которые ориентировались на продажу в розницу. Основными клиентами здесь выступали не купцы, занятые торговым делом, а люди, бравшие товары для своих личных нужд. В больших городах лавки стояли специализированными рядами. Например, в Москве был калашный ряд, сенной рынок, охотный ряд и т.д.
Коробейники. Розничную и мелкооптовую торговлю вели коробейники, доставлявшие (в коробах) товары из города в близлежащую сельскую округу.