Развитие мозга и первичная приспособительная система

Логика развития мозга такова, что высшие отделы не могут полноценно развиться при недоразвитии низших именно поэтом гораздо более важно в первый год жизни развивать ребенка двигательно и сенсорно, чем учить читать с пеленок. Недостаточное развитие двигательной коры мозга в этом периоде невозможно скомпенсировать в дальнейшем.

О единстве мозга, поведения и нейро-гуморальной регуляции нам говорят знаменитые эксперименты, проведенные ещё в 1960-е годы Мартином Селигманом и его сотрудниками. Они делили собак на две группы. Первую группу подвергали электрическим ударам, от которых они абсолютно не могли спастись. Собак второй группы помещали в такие же клетки, но совсем не подвергали ударам. Эти две группы собак затем проверяли в специальном ящике с двумя отсеками, разделёнными перегородкой. В одном отсеке собаки получали электрический удар, но, перепрыгнув через перегородку, они могли избежать ударов. Собаки второй группы, никогда раньше не испытывавшие электрических ударов, очень быстро открывали путь к спасению и перепрыгивали перегородку, но поразительно было то, что собаки первой группы – те, кого предварительно подвергали ударам, – не делали никаких попыток спастись, они лишь беспомощно пригибались в отсеках с электрическими ударами, даже когда собак поднимали над перегородкой на безопасную сторону, это всё равно не вносило разницы, они научились из своего первого опыта, что ничего, чтобы они ни делали, не может изменить их положения, и они не имели возможности управлять событиями, Селигман назвал это поведение: «выученной беспомощностью». Исследователи хотели выяснить, какие изменения происходят у животных, когда тем предоставляют различные степени контроля над электрическими ударами. Они нашли, что когда те не имели никакого контроля над ударами, они страдали от язвы желудка и потери веса. У них также был более низкий уровень адреналина, гормона, который даёт внезапную энергию, чтобы быть способным бороться или убегать. Собаки заболевали не от электрических ударов, а от состояния покорности, во время ударов.

Во Франции Анри Лабори был другим учёным, изучавшим действие непредотвратимых электрических ударов. Он нашёл, что если пару крыс помещали вместе в клетку, подвергая их электрическим ударам, они предохранялись от подъёма кровяного давления, борясь друг с другом, но крысы, которые не могли ни бороться, ни убегать – все страдали от подъёма кровяного давления. Лабори создал выражение «подавление действия» (16). Это вместе поведенческий и гормональный ответ; кортизол, гормон, выделяемый надпочечниками в ситуациях беспомощности и безнадёжности, подавляет иммунную систему. Он уменьшает размер тимуса. Он понижает число и тормозит активность Т-клеток, препятствует синтезу белков вообще и антител в особенности, таким образом, он затрагивает секрецию гормонов, которые угнетают иммунную систему. Это система, позволяющая телу распознавать чужеродные вещества и бороться против бактерии, вирусы, паразиты, раковые клетки и так далее.

Смысл всех этих экспериментов имеет первостепенную важность. Они помогают нам понять, насколько понижаются все способности живого существа, когда он не может влиять на то, что с ним происходит, а может только пассивно покоряться. Они также помогают нам понять, что ответы нервной системы, гормональной и иммунной системы никогда не следует разъединять. Они образуют целое.

Гипоталамус принимает важную информацию прямо от сенсорных органов и также от рецепторов, чувствительных к температуре и составу крови. Восточные традиции знали, что энергия поступает к мозгу через стимулирование ощущений. Западная наука теперь способна это доказать. Например, когда сетчатка принимает свет, она преобразует волновую энергию света в электрическую энергию в зрительном нерве, затем в химическую энергию в синапсах между двумя нервными клетками, когда вы гладите кожу ребёнка, это даёт энергию мозгу на важной стадии его развития

Недостаток сенсорной стимуляции в течение первичного периода мог бы иметь далеко идущие последствия. Например, когда беременной женщине советуют длительное время проводить, отдыхая в постели, то ребёнку может недоставать сенсорной стимуляции, другими словами, наличествует недостаток энергии, передаваемой мозгу на стадии, когда первичный мозг ещё не зрел. Таким образом, можно утверждать, что сенсорная функция в начале жизни может быть средством стимулирования первичного мозга в то время, когда первичная приспособительная система ещё не достигла полной зрелости. Говоря простыми словами, это означает, что, когда, например, вы ласкаете человеческого младенца или когда вы разговариваете с плодом в утробе, или когда его мама слушает музыку, танцует или поглаживает свой живот, всеми этими действиями вы стимулируете иммунную систему внутриутробного ребенка. Однако так же точно негативные воздействия в этот период разрушают строящийся фундамент физического и психического здоровья человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: