Влияния со стороны матери на внутриутробного ребенка

Нарушения перинатального опыта могут возникать как по причинам физиологическим, так и в связи с негативным влиянием материнских установок и отношений. Беременная женщина и ее ребенок являются целостной симбиотической системой остающаяся таковой не только на момент вынашивания ребенка, но и после родов. Нормальным считается поддержание симбиотических отношений до трехлетнего возраста, более раннее или белее поздние их прерывание оказывает негативное влияние на психологическое развитие и здоровье ребенка и психическое здоровье матери (З. Фрейд, Э. Берн, Я.Л. Морено.)

Важность раннего общения матери и ребенка для психологической полноценности личности подчеркивается многими исследователями. Именно в этот период в общении с матерью у ребенка формируется базисное доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни. “Достаточное физическое и эмоциональное удовлетворение со стороны матери формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь человека. Напротив, в силу ущербности матери или враждебности окружения у ребенка возникает чувство недоверия к миру и личностной неустойчивости. (17). З. Фрейд так же выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери. (23). Л.С. Выготский в концепции зон ближайшего развития говорит о том, что лишение матери от рождения до трех лет приводит к тяжелым последствиям. Такие дети агрессивны, жестоки, раздражительны.

Интересны наблюдения детского психотерапевта А.И. Захарова: “...большинство детей, которых “не ждали” в дальнейшем заболевают неврозом страха” или “ Дети, пренатальное развитие которых усложнилось угрозой выкидыша, впоследствии чаще заболевают неврозом страха” (13).

Моника Люкеш (Monica Lukesch), психолог из Константин Университета во Франкфурте, в результате наблюдения за двумястами женщинами в течение их беременности пришла к выводу, что отношение матери к ребёнку in utero – самый сильный фактор, влияющий на то, рождается ли ребёнок с нарушениями или нет. Все женщины, с которыми работала Моника Люкеш, принадлежали к одной социальной группе, все они имели одинаковый уровень интеллектуального развития, им был предоставлен пренатальный уход одного качества и в одинаковой степени. Единственное, что их различало, было их собственное отношение к ребёнку, которого они вынашивали, которое и сказалось соответствующим образом на их младенцах. Дети тех матерей, которые принимали перспективу рождения ребёнка, ожидали его с желанием, оказались гораздо более физически и эмоционально здоровыми как во время родов, так и впоследствии, чем дети матерей, которые не хотели этого ребёнка.

Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на внутриутробное развитие ребенка, протекание беременности и роды. Существуют данные о случаях развития неврозов у детей в результате антенатальных психогенных факторов (12). Причем подчеркивается, что у девочек стресс матери распространяется на большее число антенатальных и перинатальных отклонений соматического характера, чем у мальчиков. В то же время у мальчиков чаще встречаются отклонения в психическом развитии, вследствие стресса матери. Захаров обнаружил следующее:

n переживания из-за отношений с супругом, приводят к эмоциональной неудовлетворенности, отсутствию рефлекторного крика новорожденного (без наличия асфиксии), у мальчиков. У девочек подобные переживания матери часто способствуют угрозе выкидыша;

n волнения в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек;

n состояния эмоциональной неудовлетворенности у беременной образуют стрессовый комплекс (повышенная раздражительность, нарушении сна, подверженности испугам и семейным переживаниям у ребенка);

n перегрузки в учебе или на работе в ходе беременности способствуют быстрым и стремительным родам и отсутствию крика при рождении девочек;

n нарушение сна при беременности для мальчиков чреваты обвитием пуповины вокруг шеи при рождении, а для девочек - быстрыми, стремительными родами.

А.И. Захаров доказывает, что эмоциональный стресс при беременности отрицательным образом сказывается и на самом течении родов, порождая различные трудности. Ребёнок до рождения может воспринять и усилить даже самую незначительную эмоцию матери. Но он не может сформировать связь с матерью самостоятельно. Если мать эмоционально отгородилась от него, он не в силах справиться с ситуацией.

Интуитивный, бессознательный процесс, определяющий отношение матери к ребенку в некоторых источниках называется резонансом матери. Главным фактором, влияющим на его модальность, будет возможная психопатология матери, чья степень выраженности - из-за тесной сомато-психической связи между двумя организмами - может увеличивать вероятность заболевания у ребенка. По мнению Ф. Дольто особенно это относится к не интегрированным травматическим переживаниям самой матери «Все что мать не могла сказать словами ребенок будет выговаривать своим телом» (). Если мать настолько выведена из равновесия, что закрывается в своём горе, её ребёнок будет серьёзно страдать. Но если она продолжает общаться с ним и отношение её к нему остаётся положительным, ребёнок будет продолжать нормально развиваться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: