double arrow

Дополнительный материал.

1. Российское военное искусство в «екатерининский век».

Кордонная стратегия. ВЕвропейских странах во второй половине XVIII в. продолжалгосподствовать так называемая кордонная стратегия при линейной тактике войск. Это означало, что полководцы распределяли войска кордонами (заграждениями) равномерно по всей линии фронта. Войска маневрировали, война шла на истощение сил противника. Основными пунктами обороны при этом считались крепости.

На поле боя армии строились в две линии, каждая из которых имела три шерен­ги: в центре — пехота, по бокам — конница, а между ними — артиллерия. Крупных резервов (полков, находящихся в запасе) не оставляли, так как считалось, что их ввод в бой нарушит построение и будет мешать линиям передвигаться. Кордонная стратегия родилась в Германии, и знаменитая прусская армия Фридриха IIВели­кого ее придерживалась.

Неотъемлемой частью этой стратегии, да и всей прусской военной школы была строгая дисциплина солдат. Войска в буквальном смысле дрессировали, добиваясь железного исполнения генеральских приказов офицерами, офицерских — солда­тами. Частная инициатива офицеров, а тем более рядовых, воспринималась про­ступком, за который следует наказывать. «Солдат должен бояться палки капрала больше, чем неприятеля», — эта формула просвещенного короля Фридриха IIяс­но показывает, на что делался упор при обучении и воспитании войск.

При Петре III,страстном поклоннике Фридриха, в России пытались устроить русскую армию по прусским принципам, но эти принципы расходились с зало­женными Петром I основами русской регулярной армии, а победы русской армии над пруссаками Фридриха в Семилетней войне вызывали скептическое отноше­ние российских военных к прусской военной школе.




П.А.Румянцев и его взгляды.Фельдмаршал П.А.Румянцев, которого Екатерина после недолгой опалы вернула к руководству армией, начал отказываться от кордонной доктрины и линейной тактики. Он первым начал со­бирать войска в ударную группу на каком-нибудь решающем участке фронта и бросал ее на противника, желая уничтожить в большом сражении его силы. Для Румянцева характерна была забота о солдате и его нуждах не только в бою, но и в мирное время.

В полевом управлении войск Румянцев проводил разумную децентрализацию, доверяя командирам самостоятельно принимать решения, поощряя частную ини­циативу офицеров и солдат в достижении победы над неприятелем. Взгляды Ру­мянцева разделяло большинство видных российских военных: Орлов, Потемкин и, конечно, Суворов.



А.В.Суворов «Наука побеждать».Александр Васильевич Суворов родился в 1730 г. в семье дворянина, чьи взгляды и привычки сформировались на службе у Петра I. Рассказы отца о Петре I и войне со шведами очаро­вали мальчика, и он, несмотря на слабость здоровья, малый рост и тщедушную фигуру, мечтал о военной карьере. Родственники, однако, весьма в этом сомнева­лись. Но Суворов стал военным, пройдя путь от гвардейского солдата до генера­лиссимуса, участвуя в Семилетней войне в 1756—1762 гг., первой и второй русско-турецких войнах, польских походах 1768—1772 и 1794 гг., войнах с Францией.

Свой взгляд на военное искусство А.В.Суворов изложил в книге с ясным назва­нием «Наука побеждать». Главным в военном искусстве, по Суворову, были «гла­зомер, быстрота и натиск». Под глазомером он понимал умение оценить обстанов­ку, проникнуть в планы противника и найти его слабые места, куда и следовало бить быстро и неожиданно для врага. Суворов считал, что войска должны быть прекрасно выучены. «Тяжело в учении — легко на походе!» — не раз повторял он. Упорство в бою — «натиск», может демонстрировать только обученная армия.

Суворов не признавал шаблонов. «Начальник на войне, — писал он, — не дол­жен ничем себя связывать, а поступать соответственно обстоятельствам и всегда быстро». Признавал он только наступательную стратегию и тактику. Это послед­нее отличало его и всех русских полководцев «екатерининского века» от их пред­шественников, которые все-таки предпочитали действовать от обороны, нападали первыми на противника, в основном имея численное преимущество.

Правила военной науки Суворов излагал порой образными поговорками. На­пример, «бей не числом, а умением», или, о преимуществе штыковой атаки, «пуля — дура, штык — молодец».

Суворов считал, вслед за Румянцевым, что солдата надо не только обучать, но и воспитывать в патриотическом духе. Выросший среди громких российских побед, Александр Васильевич имел все основания гордиться своей родиной. «Природа произвела Россию только одну, она соперниц не имеет», — говорил он. Или вот еще суворовские слова: «Мы русские, все одолеем!»






Сейчас читают про: