Чистая международная инвестиционная позиция Канады

Чистый внешний долг Канады увеличился на $ 53,7 млрд до $ 296 600 000 000 в конце третьего квартала 2012 года. Это в основном отражает влияние курса канадского доллара на валютные активы, а также увеличение заимствований из-за рубежа [7].

На инвестиционную позицию влияет деятельность ТНК. Например, крупнейший молочный кооператив Канады, Agropur, объявил о слиянии с молочным кооперативом Farmers Co-operative Dairy. Посткризисные процессы в мировой экономике и политике сопровождаются резким подъемом интереса инвесторов к ресурсным активам, возрастает интенсивность процессов слияний и поглощений в нефтегазовой промышленности и горнодобывающих отраслях. Канада по богатству и разнообразию природных ресурсов относится к числу мировых лидеров, уступая по некоторым позициям только России. До недавнего времени Канада превосходила нашу страну по числу компаний мирового уровня в добывающих отраслях. Еще в начале 2000-х годов собственно канадскими оставались многие компании «мирового» и «континентального класса» в горнорудной промышленности и производстве цветных металлов, в сталелитейной промышленности, нефтегазовом и прочих секторах. Это, в том числе, – Inco, Falconbridge, Alcan, Dofasco, Stelco, Algoma Steel, MacMillan-Bloedel, Molson, Ipsco, Gulf Canada, Newbridge Networks, Poco Petroleums and Masonite.В последние несколько лет все они перешли под иностранный контроль. С момента принятия в Канаде в 1985 г. федерального Закона об инвестициях (Investment Canada Act – ICA) и вплоть до 2008 г. было формально отклонено только одно предложение зарубежных инвесторов на приобретение стратегически важных канадских активов.

Однако в течение 2008-2012 гг. канадскими властями были так или иначе заблокированы четыре подобных сделки. И вообще отношение к «мега-сделкам» стало более сдержанным. Отчасти, в связи с особыми позициями по таким вопросам со стороны властей субъектов федерации (провинций). Но только отчасти.

В разных слоях общества, в том числе и среди деловых и политических элит, возросло беспокойство и недовольство по поводу утраты Канадой большинства «национальных чемпионов» на глобальной хозяйственной арене. Острые противоречия и много возражений вызывают заявки на приобретение крупных активов в ресурсных отраслях гигантскими государственными корпорациями из стран Азии, прежде всего, – Китая. В посткризисный период принятие решений по вопросам о продаже иностранным инвесторам, так называемых «стратегических активов», стало одним из важнейших и непростых направлений деятельности канадского правительства.

Придерживаясь принципа «открытости» для иностранных инвестиций, канадские власти подвергают проверке только часть поступающих заявок. К числу проверяемых относятся три категории зарубежных проектов: крупные инвестиции (выше определенной «пороговой суммы»), вложения в отрасли культуры, а также в отрасли, важные с точки зрения национальной безопасности.

«Пороговая» сумма подлежащих проверке крупных прямых инвестиций из стран-членов ВТО периодически пересматривается в сторону повышения. В 2011-2012 гг. она составляла 312 млн долл. (курс канадской валюты находился тогда примерно на уровне паритета с долларом США). Менее крупные приобретения канадских активов проверки не требуют, но информация о них должна обязательно направляться в департамент инвестиций Министерства отраслевого развития (Industry Canada – канадский аналог Минэкономразвития) Такое же требование предъявляется к любым зарубежным проектам по созданию на территории Канады новых предприятий (greenfield investment). Непрямое приобретение канадских активов через покупку компаний, зарегистрированных в третьих странах, подлежит контролю, если канадская доля в активах приобретаемого предприятия превосходит 50%.

Крупные инвестпроекты проходят процедуру оценки на предмет их потенциальной выгодности для Канады (net benefit test) с учетом следующих критериев:

· Влияние на экономику Канады (на общий уровень деловой активности, занятость, динамику экспорта);

· Привлечение канадских работников и компаний в качестве партнеров;

· Воздействие на эффективность производства, технологические нововведения, выпуск новых видов товаров и услуг;

· Влияние на конкуренцию на канадских рынках;

· Соответствие зарубежных проектов национальной экономической и культурной политике;

· Вклад в усиление конкурентоспособности Канады на международных рынках.

По оценкам экспертов, Канада по сравнению с другими развитыми рыночными странами в целом имеет весьма либеральный режим для иностранных инвестиций. С учетом этого, а также в связи с более благополучной макроэкономической ситуацией, Канада в посткризисный период оказалась на верхних строчках международных рейтингов инвестиционной привлекательности. Аналитический центр Economist Intelligence Unit назвал Канаду страной «номер один в Группе семи» и «номер пять в мире» для ведения бизнеса в течение 2011-2015 гг. Аналогичная оценка была дана аналитиками Forbes и Всемирного Банка. Коллизия в отношениях между центральным правительством и властями провинций привела к запрету в 2010 г. сделки по продаже иностранному инвестору крупнейшей в мире компании по производству калийных удобрений Potash Corp. (Potash Corporation of Saskatchewan Inc.). Поначалу федеральное правительство во главе с премьер-министром Стивеном Харпером (Stephen Joseph Harper) склонялось к тому, чтобы разрешить сделку по продаже компании англо-австралийской корпорации BHP Billiton Ltd. Если бы эта крупнейшая в мире горнорудная компания приобрела Potash Corp., она бы стала еще и крупнейшим в мире производителем минеральных удобрений. По оценкам экспертов, предполагаемая сделка носила характер недружественного поглощения, а связанные с этим затраты BHP Billiton Ltd. могли составить от 39 до 45 млрд долларов. При этом не упоминалось каких-либо обязательств по развитию производства на канадских предприятиях. В 2011-2012 гг. федеральному правительству пришлось столкнуться с серьезными проблемами в процессе принятия решений о «соответствии национальным интересам» еще нескольких мега-сделок, значимых как в экономическом, так и политическом плане.

В начале февраля 2011 г. было объявлено о планах слияния Торонтской фондовой биржи (TSX) и Лондонской фондовой биржи (LSE). В результате такого слияния Канада рисковала лишиться главного национального биржевого оператора. С другой стороны, вновь образованная транснациональная биржа стала бы мировым лидером по объемам листинга и торговли акциями ресурсных компаний.

Отношение к мега-сделкам по покупке стратегических активов иностранцами становится в Канаде все более сдержанным и осторожным

Правительство провинции Онтарио, где базируется Tоронтская биржа, а также некоторые крупнейшие банки Канады выступали против этой сделки, выдвигая ряд аргументов. Например, что слияние в данном случае больше похоже на поглощение Торонтской биржи более крупной Лондонской биржей. Кроме того, потеря национального биржевого оператора ослабит финансовый сектор Канады, приведет к сокращению рабочих мест в этом секторе национальной экономики, на который приходится около 21% ВВП Канады. Серьезные опасения и возражения критиков сделки с Лондонской фондовой биржей вызывало и то обстоятельство, что держателем самого крупного пакета акций новой биржи станет миллиардер из региона Ближнего Востока – Шейх Дубая Мохаммед бин Рашид Аль Мактум (Mohammed bin Rashid Al Maktoum).

В этой ситуации федеральные власти переложили ответственность за решение вопроса о слиянии бирж на правительство провинции Онтарио. По канадскому законодательству, именно оно несет ответственность за регулирование рынка ценных бумаг в пределах субъекта федерации и в «чрезвычайных обстоятельствах может принимать срочные меры в целях защиты государственных интересов». Между тем с предложением выкупить контрольный пакет акций Tоронтской биржи выступил специально созданный для этой цели консорциум канадских банков «Maple Leaf». В конечном счете, сделка не состоялась, поскольку федеральное Управление по вопросам конкуренции (Competition Bureau Canada) решило, что это создаст препятствия для нормальной конкуренции в банковско-финансовом секторе страны.

Однако в декабре 2012 г. правительство страны одобрило сразу две очень крупные сделки по приобретению канадских энергетических активов иностранными инвесторами. Причем покупателями стали государственные корпорации из развивающихся рыночных стран – гигантская CNOOC (Chinese National Offshore Oil Corporation) и малазийская национальная нефтегазовая компания Petronas. Канада тем самым подтвердила свой высокий рейтинг страны благоприятной для инвестиций. Однако было заявлено, что эти решения о продаже иностранным госкорпорациям крупных канадских активов приняты «в порядке исключения»[8].

Что касается канадских инвестиций в Украину, то в Днепропетровской области зарегистрировано 9 предприятий, в которые вложены канадские инвестиции. Инвестиции привлечены к операциям с недвижимостью, в строительство, финансовую деятельность и др. В области при финансовой поддержке Канадского агентства международного развития реализуются 5 проектов по оказанию технической помощи: «Региональное управление и развитие (2005 - 2012)», «Развитие способности к экономически обоснованному планированию развития областей и городов Украины (2010 - 2015)», «Местное экономическое развитие городов Украины (2010 - 2015)», «Разработка и внедрение публичной политики в Украине» и проект «Повышение конкурентоспособности молочного сектора Украины, направленного на развитие молочарского кооперативного движения [9].

Премьер-министр Украины Николай Азаров призвал канадские компании принять участие в разработке и добыче нефти и газа в Украине. Мы очень серьезно занимаемся привлечением иностранных инвестиций, особенно в сфере разработки и добычи нефти и газа. Я знаю, что в Канаде достаточно авторитетные компании, специализирующиеся на этих направлениях. И мы приветствуем работу таких канадских компаний на территории нашей страны в разработке наших месторождений", - сказал премьер на встрече с министром международного сотрудничества Канады Беверли Ода [10].

Украина приглашает канадских инвесторов к участию в проектах по добыче сланцевого газа. Об этом заявил в ходе рабочего визита в Канаду министр экологии и природных ресурсов Украины Олег Проскуряков. Как сообщила сегодня пресс-служба минприроды, в выступлении на международном форуме «Methan-Expo-2013″ министр подчеркнул, что диверсификация источников энергоснабжения является одним из приоритетов Украины, и пригласил канадское правительство и компании более активно рассмотреть возможность прихода на украинский энергетический рынок, особенно в сегмент альтернативных источников энергии и газа.

Вопрос о привлечении канадских инвестиций в проекты по добыче газа на Украине, а также в программы повышения энергоэффективности предприятий и ЖКХ обсуждались также на встрече Олега Проскурякова в Ванкувере с представителями канадского бизнеса под эгидой Канадской бизнес-ассоциации Евразии и России [11].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: