1. Испытуемый не обязательно должен правильно назвать обнаруженную им недостающую деталь. Достаточно, если он пальцем покажет или даст понять, что видит это. Например, ответы на задание № 14 "Пальца (или ногтя) на одной ноге" (правильно показывая) являются приемлемыми так же, как и ответ "шпора".
2. При указании на другие отсутствующие детали быстро спросить: "А что еще"
3. При ответе "Здесь все есть", быстро сказать: "Нет, у каждого предмета чего-то не хватает".
4. Время для выполнения каждого задания - 15 сек.
5. Оценки: 1 балл за каждый правильней ответ.
При выполнении субтеста необходимы острота восприятия и понимание того, что является существенным в изображении, способность отдифференцировать существенную отсутствующую деталь от пропущенных в рисунке несущественных. В некоторых случаях это просто недорисованная часть предмета, в других - менее заметная, но весьма важная по смыслу деталь, отсутствие которой носит в изображение элемент несообразности. Испытуемый может не знать точного названия недостающей детали, достаточно, если он покажет ее, где она находится.
|
|
Феномены:
Ø отсутствие "поддержки" - у лиц, которые нуждаются в постоянной поддержке со стороны окружающих: нет человека, древка и прочих атрибутов "поддержки";
Ø незнакомый рисунок - испытуемый в качестве защиты от обследования заявляет, что он такой предмет раньше не видел. В таком случае советуют: "Посмотрите внимательно и вы увидите недостающую деталь";
Ø вопросы к экспериментатору - чаще дают личности, сомневающиеся в себе, или же пунктуальные в своей работе;
Ø несущественные признаки - выделение несущественных признаков по картинкам может проводиться испытуемым по феномену отсутствия "поддержки", либо по конкретно-ситуационным признакам, либо по несущественным (у шизофреников) далеким признакам.
Ø быстрый ответ - может быть верным или неверным, но встречается при гипертимности, повышенном настроении, эйфории;
Ø оценивание - испытуемый критикует рисунок по форме или по содержанию, чаще это носит защитный характер от обследования.
На оценки влияют многие факторы: как клинические, так и уровень образования, умение системно работать. Высокие оценки могут отмечаться у паранойяльно настроенных лиц, у лиц с высокой наблюдательностью (чаще профессиональной). Высокие результаты дают лица педантичные (тщательный осмотр картинок). Низкие результаты в целом по субтесту отражают пассивность личности. больше заботу о своем физическом благополучии. Часто проба, в отличие от остальных, вызывает у акцентуированных личностей в состоянии декомпенсации - негативизм к обследованию, при истерии - демонстрирование тяжести своего состояния и невозможности "верно ответить". Феномен "отсутствия поддержки" можно интерпретировать двояко - если отсутствуют вещи - беспомощность и пассивность личности, если отсутствует человек - отчужденность от окружающих и поиск помощи в разрешении своих проблем.