Составитель: Лысенко Юлия Валентиновна, д.э.н., профессор

Утвержден на заседании Учебно-методического совета Челябинского института (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ» «27» января 2009 г., протокол № 4.

Зав. библиотекой ___________________ В.В. Луцук

Введение

Выпускная квалификационная работа выполняется в соответствии с Государственным образовательным стандартом и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям). Выполнение работы должно выявить умение применять полученные знания при решении конкретных специальных, научных и производственных задач; навыки ведения самостоятельной работы и применения методик исследования при решении разрабатываемых в выпускной квалификационной работе проблем и вопросов; степень подготовленности студента к самостоятельной работе в различных областях народного хозяйства России в современных условиях.

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы является решающим этапом в решении аттестационной комиссией о присуждении выпускнику квалификации по специальности.

Выпускная квалификационная работа должна представлять собой законченную разработку актуальной проблемы и обязательно включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания основ теории по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать методы ранее изученных учебных дисциплин для решения поставленных в работе задач.

Выпускная квалификационная работа предполагает разработку какого-либо конкретного направления, объекта по специализации, также она может носить научно-исследовательский характер и выполняться на базе анализа литературных источников и научных разработок.

Выпускная квалификационная работа выполняется по результатам преддипломной практики по теме, согласованной с руководителем, с заведующим выпускающей кафедрой и утвержденной ректором.

К работе предъявляются следующие общие требования: актуальность, конкретность, реальность, практическое применение, обоснование эффективности предлагаемых решений.

К выполнению выпускной квалификационной работы допускаются студенты списочного состава обучаемой группы, успешно сдавшие итоговый междисциплинарный квалификационный экзамен, прошедшие практику, представившие отчет о ее прохождении в установленные сроки и получившие оценку по преддипломной практике.

1 Программа государственных экзаменов

Итоговая государственная аттестация выпускников Университета для всех форм обучения, по всем специальностям (направлениям подготовки), состоит из аттестационных испытаний следующих видов:

- государственный (итоговый междисциплинарный) экзамен;

- защита выпускной квалификационной работы.

Государственные (итоговый междисциплинарный) экзамены проводятся по билетам, составленным в полном соответствии с программами дисциплин учебных планов, и позволяют выявить уровень теоретической подготовки студента, необходимый для решения профессиональных задач.

К итоговому междисциплинарному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

Программа междисциплинарного экзамена по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования ГОС-1, включает тематику общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Программа составлена для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)», исходя из четырех профильных дисциплин (в соответствии с приложением А) для квалификации экономист-менеджер:

1 Экономика отрасли;

2 Экономика предприятия;

3 Маркетинг;

4 Менеджмент.

Программа составлена для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хлзяйства)», исходя из четырех профильных дисциплин (в соответствии с приложением Б) для квалификации экономист-менеджер:

1 Экономика предприятия;

2 Управление предприятием туризма;

3 Технология и организация обслуживания туристов на предприятиях питания;

4 Технология размещения, транспортного и экскурсионного обслуживания туристов.

Перечень дисциплин ежегодно уточняется, как. и перечень, тем, включаемых в дисциплинарный экзамен.

Экзаменационные испытания осуществляются по экзаменационно­му билету.

2 Критерии оценки выпускников по направлению 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

Итоговый междисциплинарный экзамен проводится в устной форме. Билет состоит из трех вопросов. На подготовку к ответу по билету выпускнику дается 40 минут, в течение которых он может записать тезисы ответа на специальных листах, выданных вместе с билетом. Тезисы должны быть записаны понятным почерком с указанием фамилии выпускника. На дополнительные вопросы в процессе ответа выпускник отвечает без подготовки.

Оценка за ответ выставляется по пятибалльной системе.

Критериями оценки ответа являются:

· отлично -получены ответы на все вопросы билета, дополнительные вопросы всех членов государственной аттестационной комиссии, про­явлено академическое мышление, грамотная литературная речь, умение использовать общеэкономическую и специальную терминологию, владение современной статистической, фактологической информацией, связанной с туристской деятельностью, умение аргументировано защищать свою позицию по дискуссионным экономическим и управленческим проблемам, не имеющим однозначного ответа в современной экономической учебной и научной литературе;

· хорошо - отсутствует полный ответ на один вопрос билета, либо
ответ на дополнительный вопрос;

· у довлетворительно - отсутствует ответ на один вопрос билета, и на дополнительный вопрос;

· неудовлетворительно - отсутствует ответ на два вопроса билета.

Таким образом, члены экзаменационной комиссии выставляют оценки ответов студента по каждому вопросу билета и каждому дополнительному вопросу. На закрытом заседании государственной аттестационной комиссии обсуждается характер ответов студента и выставляется согласованная итоговая оценка. В случае расхождения мнения членов экзаменационной комиссии по итоговой оценке на основе оценок, поставленными членами комиссии, решение экзаменационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов; при равном числе голосов голос председателя является решающим.

3 Цель и задачи выполнения выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа является элементом итоговых аттестационных испытаний выпускников, завершивших освоение основной образовательной программы. Она предназначена для установления соответствия уровня подготовки студентов требованиям ГОС ВПО по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» (специализации: «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)»; «Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хлзяйства)»

Выпускная квалификационная работа по специальности является самостоятельной работой студента на тему, определенную выпускающей кафедрой. Целью выполнения выпускной квалификационной работы является

- закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области экономики и управления предприятий торговли, их применение при решении конкретных задач;

- развитие навыков самостоятельной работы с литературой, нормативными и статистическими материалами;

- освоение методов анализа и планирования показателей работы предприятий;

- развитие аналитического мышления и творческого подхода при решении проблем предприятий торговли.

Выпускная квалификационная работа должна представлять собой законченную разработку, в которой решается актуальная для предприятия отрасли задача.

Тематика выпускных работ при подготовке экономиста-менеджера для торговли отражает различные сферы использования этих специалистов в отрасли. Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», основными видами профессиональной деятельности экономистов-менеджеров являются:

- организационно-управленческая;

- планово-экономическая;

- проектно-экономическая;

- финансово-экономическая;

- аналитическая;

- внешнеэкономическая;

- предпринимательская;

- научно-исследовательская;

- образовательная.

Соответственно названные виды деятельности определяют объекты, на базе которых выполняются выпускные работы для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)». К ним относятся:

- розничные торговые сети;

- магазины всех типов;

- объекты оптовой торговли;

- торговые центры и оптовые продовольственные рынки;

- товарные биржи;

- сети общественного питания;

- организации, занимающиеся сбытом продукции;

- федеральные, региональные и местные органы, регулирующие про­цессы торговли;

- структуры, специализирующиеся на оказании услуг предприятиям торговли (консалтинговые, аудиторские, дизайнерские фирмы, поставщики оборудования, программного обеспечения, маркетинговые агентства и т.д.);

- другие торговые организации по согласованию с деканатом и кафедрой.

Объектами, на базе которых выполняется выпускная квалификационная работа для специальности 080502 «Экономика и управлении на предприятии (туризма и гостиничного хлзяйства)», могут быть предприятии туризма независимо от форм собственности:

- туроператоры;

- турагенты;

- гостиницы (в том числе зарубежные).

Основными задачами, которые должен решить студент привыполнении выпускной квалификационной работы, являются:

1) обоснование актуальности и значимости выбранной темы работы с точки зрения теории и практики управления деятельностью предприятия;

2) изучение теоретических положений по проблеме, сущности экономических категорий и процессов, нормативной документации;

3) обоснование необходимости и возможности применения определенных современных методик принятия управленческих решений по задачам, поставленным в выпускной квалификационной работе;

4) сбор необходимой для проведения исследования информации с привлечением первичных и вторичных источников и использованием адекватных методов;

5) проведение экономического анализа состояния объекта исследования с использованием соответствующих методов обработки информации, выявление тенденций изменения экономических показателей и проблем, требующих решения или совершенствования;

6) разработка рекомендаций и предложений, их экономическое и организационное обоснование, необходимое и достаточное для решаемой задачи;

7) обобщение результатов проведенных исследований, формулирование выводов о степени достижения целей, поставленных в выпускной квалификационной работе, и возможности практического применения предложенных разработок;

8) оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с нормативными требованиями;

9) подготовка к защите выпускной квалификационной работы перед членами ГАК.

Руководство выполнением выпускных квалификационных работ осуществляется преподавателями кафедры. Руководители назначаются приказом ректора Челябинского института (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ» по представлению выпускающей кафедры до начала преддипломной практики.

4 Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работы

Выбор темы выпускной квалификационной работы осуществляется студентом при согласовании с научным руководителем и специалистами предприятия (организации), где будет проходить преддипломная практика. При выборе темы выпускной квалификационной работы необходимо исходить из:

1) актуальности проблемы и значимости ее для практической деятельности предприятий (организаций);

2) потребностей развития и совершенствования конкретного предприятия (организации);

3) интересов, склонностей, прошлой научно-исследовательской работы студента во время обучения, а также перспектив его будущей профессиональной деятельности;

4) научной специализации выпускающей кафедры и ее преподавателей;

5) возможности получения конкретных статистических данных для проведения анализа и обоснования предлагаемых управленческих решений;

6) наличия специальной научной литературы для теоретического обоснования проблемы.

Студенту целесообразно определять тему выпускной работы, обучаясь еще на младших курсах. Это дает возможность заранее накапливать нужный материал при изучении смежных дисциплин: технологии, организации и проектирования предприятий, менеджмента, маркетинга, организации предпринимательской деятельности, экономики предприятия, а также при выполнении курсовых работ по специальным дисциплинам, при активном участии в работе научных студенческих кружков и выполнении научных исследований кафедры.

В соответствии с приложением В данных методических указаний приводится примерная тематика выпускных квалификационных работ по специальностям. Допускается внесение уточнений в название темы выпускной квалификационной работы по согласованию с научным руководителем. Инициатором выбора темы может быть студент, научный руководитель или специалист предприятия.

Выбор темы не должен быть случайным. Каждый студент должен руководствоваться научным и практическим интересом к той или иной проблеме, учитывать специфику своей работы, знания специальной литературы.

Студент должен определиться с темой выпускной квалификационной работы до начала прохождения практики и представить на кафедру заявление на дипломирование (в соответствии с приложением Г). Студент за время прохождения практики должен провести подготовительную работу по комплектованию исходного материала для выпускной квалификационной работы (составление списка использованных источников и литературы, банка данных, формирование приложений к работе в виде таблиц, рисунков, схем, диаграмм и др.) и представить его к оценке по преддипломной практике.

О закреплении за студентами тем выпускных квалификационных работ и руководителей издается приказ ректора Челябинского института (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ» за месяц до начала преддипломной практики.

После выбора темы и не позднее 4 недель после начала преддипломной практики студенту выдается научным руководителем дипломное задание (в соответствии с приложением Д) на ее выполнение (форма: стандарт Челябинского института (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ»). В дипломном задании фиксируются тема выпускной квалификационной работы, структура основных ее разделов и сроки выполнения.

5 Руководство и консультирование работой

По предложению руководителя выпускной квалификационной работы в случае необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам работы за счет лимита времени, отведенного на руководство работой.

Консультантами по отдельным разделам выпускной квалификационной работы могут назначаться профессора и преподаватели Университета (филиала), а также сотрудники научных учреждений, высококвалифицированные специалисты отраслевых организаций и предприятий.

Консультант после проверки выполнения студентом выпускной квалификационной работы подписывает ее.

Состав консультантов утверждается деканом факультета (руководителем филиала) по представлению заведующих выпускающими кафедрами.

Руководитель работы оказывает научно–методическую помощь студенту при самостоятельном решении последним научных и практических вопросов. За принятые в работе решения, правильность изложения методик, вычислений и выводов отвечает автор–студент.

Руководитель выпускной квалификационной работы выполняет следующие функции:

- оказание помощи студенту при выборе темы и разработке плана работы;

- выдает задание на дипломную работу;

- оказание помощи в составлении списка использованных источников и литературы;

- систематический контроль процесса работы;

- проверку окончательного варианта работы;

- подготовку студента к предварительной и к главной (генеральной) защите.

Руководитель должен дать отзыв о работе студента, в котором необходимо отразить:

- актуальность темы исследования;

- полноту выполненного задания;

- зрелость и подготовленность студента к профессиональной деятельности в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности;

- умение работать с литературой;

- творческий подход;

- владение методами анализа процессов в определенной отрасли;

- умение студента организовать работу, проявить самостоятельность, инициативность;

- трудолюбие, ответственность и др.

В заключении руководитель оценивает работу выпускника и рекомендует присуждение студенту квалификации в соответствии с избранной специальностью.

В процессе написания работы следует установить контакт с руководителем. Неясные вопросы, направления решения отдельных проблем должны обсуждаться с руководителем в оперативном порядке.

Следует избегать двух крайностей: либо вообще пренебречь консультациями руководителя и представить ему работу в окончательном варианте, либо пытаться получить от руководителя в готовом виде развернутый план работы, всю литературу к теме и содержание вопросов, не проявляя самостоятельного подхода.

Встречи с руководителем следует планировать вначале не реже двух-трех раз в месяц, а в дальнейшем – пять-шесть раз в месяц, т.е. по мере подготовки отдельных структурных частей работы и возникновения существенных вопросов.В ходе консультаций необходимо четко установить, что подвергается критике (предложения, методология выдвижения предложений, композиция работы, язык и стиль или что-то другое) и что нужно сделать, чтобы недостатки исправить.

К встрече с руководителем следует готовиться заранее для обсуждения конкретных возникших проблем. Каждый вопрос руководителю должен показывать определенный уровень знаний, не должно быть вопросов общего характера.

6 Организация выполнения выпускной квалификационной работы

К выпускной квалификационной работе предъявляются следующие требования:

1) глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа специальной литературы в зависимости от специальности;

2) всестороннее использование статистических данных, характеризующих процессы в определенной отрасли;

3) умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц, графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития определенной отрасли;

4) критический подход к изучаемым фактическим материалам с целью поиска резервов повышения эффективности деятельности предприятия;

5) аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций;

6) литературное научно-публицистическое, логически последовательное и самостоятельное изложение материала;

7) оформление материала в соответствии с установленными требованиями.

Студент выполняет работу в установленном порядке и в соответствии с методическими рекомендациями, а также с указаниями руководителя.

Организация и выполнение могут осуществляться в следующей последовательности:

- подбор литературы и фактического материала, подготовка плана и определение структуры работы;

- согласование с руководителем плана, основных направлений рассматриваемых проблем и практических материалов;

- получение от руководителя рекомендаций по использованию списка использованных источников и литературы, практических материалов;

- обобщение подобранного материала в соответствии с разделами плана;

- анализ фактического материала по избранной теме;

- выводы и предложения по рассматриваемым проблемам и совершенствованию практических действий;

- обсуждение студентом с руководителем результатов и предложений, выносимых на защиту;

- доработка отдельных разделов при наличии замечаний руководителя;

- оформление работы в целом.

Консультации с руководителями проводятся в соответствии с календарным планом, утвержденным заведующим кафедрой.

К работе должны быть приложены:

§ отзыв руководителя (в соответствии с приложением Е);

§ внешняя рецензия (в соответствии с приложением Ж).

К работе они не подшиваются.

7 Оформление организационных документов

Необходимо оформление следующих организационных документов:

1) задания на выпускную квалификационную работу,

2) содержание работы.

Эти документы являются рабочими, определяющими совместную работу студента и руководителя. Они оформляются в 2-х экземплярах.

Задание на выпускную квалификационную работусоставляется с целью уяснения замысла работы и поставленных в ней основных проблем. Формулируются названия глав работы, которые не должны выходить за границу темы работы; проблемы, выбираемые для изучения, должны служить раскрытию темы. При оформлении задания определяются сроки прохождения промежуточных мероприятий и представления законченной работы. Оборотной стороной задания является календарный план работы, который следует строго придерживаться. Задание является вторым листом всей работы, следующим за титульным. Задание к работе не подшивается.

На основании полученного задания составляется план, отражающий структуру, содержание, логическую связь составных частей работы. План является обязательно исполняемым документом и должен состоять из введения, разделов, подразделов основной части, заключения, библиографического списка и приложений. В плане достаточно выделения около пяти исследуемых подвопросов по каждому разделу. План обеспечивает последовательность изложения материала, где каждый раздел, параграф логически связаны с предыдущим разделом.

План является основой для составления Содержания. Он носит динамичный характер. Внесение изменений в наименования разделов и подразделов требует согласования с руководителем, в формулировку темы – с заведующим кафедрой и утверждения ректором. Впоследствии план к работе не прилагается.

8 Подбор и изучение списка использованных источников и литературы

Цель работы с научной информацией – установить, каковы существующие представления о предмете выбранного исследования. При изучении подобранной литературы критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в работе.

Подбор списка используемых источников и литературы целесообразно начинать с изучения тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы по изучаемым по специальностям темам. Следует проанализировать, с какими уже изученными или планируемыми к изучению темами наиболее близка тема выбранной работы. По изданному кафедрой списку рекомендованной литературы по дисциплинам можно подобрать основные источники.

Изучение нужно начинать с энциклопедий и словарей. Затем следует изучить учебники и монографии, потом – журнальные статьи. Знакомиться с источниками следует в обратном хронологическом порядке, т.е. вначале следует изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом – двухгодичной давности и т.д.

Подбор книг и статей следует производить с использованием систематических указателей литературы в библиотеке и читальном зале института. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.

При подборе нормативно-правовых актов, связанных с темой работы, целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.). Возможно использование данных, полученных при помощи глобальной информационной сети Интернет.

При подборе литературы необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий. Описание изданий производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати. На основании произведенных записей составляется список используемых источников и литературы, который согласовывается с руководителем.

Изучение литературы целесообразно проводить по следующим этапам:

- общее ознакомление в целом по оглавлению;

- изучение введения или предисловия;

- выборочный просмотр по первым предложениям абзацев и по приведенному иллюстративному материалу представляющих интерес глав;

- внимательное чтение этих глав;

- выписка представляющих интерес материалов;

- критическая оценка записанного, его редактирование и запись как фрагмента будущей работы. В дальнейшем из таких фрагментов формируется конспект будущей работы.

При изучении списка использованных источников и литературы следует выявить дискуссионные вопросы по изучаемой теме. При нахождении таких вопросов следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения, высказать собственное суждение по данному вопросу.

В результате изучения подобранной литературы составляется план работы. Список использованных источников литературы должен составлять не менее 50 источников.

9 Основные этапы и сроки выполнения выпускной квалификационной работы

Соблюдение установленных сроков и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы направлено на оптимизацию процесса достижения поставленных целей. Рекомендуется определенная последовательность этапов выполнения выпускной квалификационной работы:

1) Выбор темы выпускной квалификационной работы, ее утверждение за месяц до начала преддипломной практики.

2) Подбор списка использованных источников и литературы, нормативной документации и ознакомление с ними до начала преддипломной практики.

3) Ознакомление с деятельностью предприятия (организации), основными финансово-экономическими и технико-экономическими показателями его деятельности, определение целей и задач заключительных исследований, составление планов их проведения не позднее 4 недель после начала преддипломной практики. Заполнение научным руководителем постановочной части дипломного задания и указание даты его выдачи в ведомости учета готовности выпускных квалификационных работ.

4) Написание теоретической части выпускной квалификационной работы с проработкой методического обеспечения для проведения анализа изучаемого объекта.

5) Обобщение аналитических материалов и представление руководителю не позднее, чем за 2 месяца до дня защиты. Доработка теоретической части работы по замечаниям руководителя.

6) Экономическое и организационное обоснование предлагаемых управленческих решений и представление руководителю не позднее, чем за 1,5 месяца до дня защиты работы. Доработка аналитической части работы по замечаниям руководителя.

7) Доработка рекомендательной части выпускной квалификационной работы по замечаниям руководителя. Написание введения и заключения. Подготовка списка используемых источников и литературы, приложений. Все части работы должны быть представлены руководителю не позднее, чем за 3 недели до дня защиты.

8) Прохождение нормоконтроля и исправление замечаний по оформлению работы.

9) В оформленном виде работа должна быть представлена научному руководителю не позднее, чем за 2 недели до предполагаемого срока ее защиты.

10) Подготовка к защите выпускной квалификационной работы.

В установленные календарным планом сроки студент отчитывается перед руководителем о выполнении отдельных разделов работы.

Дважды за период подготовки выпускной квалификационной работы в срок до 1 апреля и до 25 мая текущего учебного года для очной формы обучения (до 1 декабря и до 25 января - для очно-заочной и заочной форм обучения) руководители выпускных квалификационных работ докладывают на заседаниях соответствующих выпускающих кафедр о выполнении календарного плана подготовки работ студентами-выпускниками.

По результатам выполнения студентами календарного плана руководителями заполняются ведомости промежуточной аттестации выпускников, где указывается аттестован или не аттестован конкретный выпускник. Ведомости с результатами аттестации передаются декану соответствующего факультета (руководителю филиала) для осуществления контроля и принятия мер воздействия к выпускникам, не соблюдающим сроки написания работы.

Завершенная выпускная квалификационная работа, подписанная студентом и консультантом (в случае его назначения), в срок до 25 мая для очной формы обучения (до 25 января - для очно-заочной и заочной форм обучения) представляется руководителю. При отсутствии замечаний руководитель подписывает работу, готовит
на нее письменный отзыв. Затем работа передается дм рецензирования на
соответствующую кафедру или внешним рецензентам.

10 Структура основной части выпускной квалификационной работы и изложение содержания

Выпускная квалификационная работа должна быть построена по общей схеме на основании методических указаний, отражающих современный уровень требований к завершающей стадии подготовки специалиста.

После титульного листа и задания работа должна содержать содержание, введение, основную часть (состоящая из трех глав), заключения и списка используемых источников и литературы.

Работа должна глубоко и всесторонне раскрывать содержание выбранной темы, материал должен излагаться в соответствии с названием и целевой установкой, логически стройно и последовательно, выводы должны быть аргументированы.

Во введении следует определить:

1) актуальность темы,

2) объект и предмет исследования,

3) цель и вытекающие из нее основные решенные задачи работы,

4) методы, методологическую основу исследования,

5) информационную базу исследования,

6) обоснование структуры работы,

7) личный вклад в исследование темы.

Объем введения – 2-3 страницы.

Формулировки содержащихся во введении актуальности, цели и задач работы, практической значимости должны быть четкими и не иметь двояких толкований. Аналогичным требованиям должны соответствовать и содержащиеся в заключении выводы.

Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо доказать, что в выбранной области исследования есть проблемы и они требуют своего решения. Проблема в исследовании – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Именно выбор проблемы в актуальности во многом определяет не только тему работы, но и направление исследования. Правильно сформулированная актуальность выбранной темы означает умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

При написании введения особое внимание следует обратить на определение предмета и объекта исследования. Объект – то, частью чего является предмет исследования, сфера (среда) предмета. Предмет – это то, что (проблема) исследуется в работе. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное.

Объект исследования – это процесс или явление на конкретном предприятии, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет исследования – это часть объекта, которую изучает дипломант. Именно на предмет исследования ориентирована основная часть выпускной квалификационной работы. В формулировке предмета исследования должны присутствовать ключевые слова темы. Например, тема «Анализ производительности труда и обеспеченности торгового предприятия трудовыми ресурсами» обязывает в формулировке предмета исследования на первое место поставить словосочетание «пути повышения» и посвятить основную часть работы исследованию путей повышения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.

Необходима четкая формулировка цели работы, которая должна вытекать из формулировки темы и заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождении закономерностей между различными явлениями. Цель – это то, к чему стремится исследователь, и то, что ожидается в результате определенным образом направленных действий. Цель во введении должна быть одна, а не несколько. Недопустимо выражение: «Основными целями работы являются …». Цель должна быть направлена на решение проблемы, выявленной и обозначенной в доказательстве актуальности темы.

Исходя из цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализированы …, разработаны …, обобщены …, выявлены …, доказаны…, внедрены …, выработаны …, изысканы …, найдены …, определены …, установлены …, выяснены…, даны рекомендации …, установлена взаимосвязь …, сделан прогноз … и т.п.). Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов работы в целом. В работе обязательно должны быть предусмотрены задачи по оценке практической значимости (экономического обоснования) результатов исследования.

Во введении обязательно определение основных методов, методологии исследования темы – общих принципов и приемов раскрытия темы. Например, В ходе обзора выбраны конкретные методы работы: … Исследование проводилось аналитическим, сравнительным, сопоставительным методами и т.д. Это выразилось … (в имитационном, компьютерном моделировании и т.п.).

Информационная база исследования – это указание на основные печатные источники работы, включая данные, взятые с анализируемого предприятия. Например: Для раскрытия содержания основных понятий инновационной деятельности изучены работы отечественных и зарубежных авторов, таких как К.Друри [16], Р.А.Фатхутдинова [27]; для определения методики оценки эффективности инноваций использовались Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов [9]; анализ рынка торговой продукции осуществлен на базе годовых отчетов ООО «Метро Кеш Энд Керри», и др. Анализ инновационного проекта произведен с помощью программного продукта «Альт-Инвест», разработанного фирмой «Альт» (Санкт-Петербург).

Первая глава (название). Теоретическая глава должна содержать литературный обзор существующего состояния изучаемой проблемы и включать:

- характеристику существующих теоретических подходов к изучению проблемы, оценку степени разработанности в литературе и на практике;

- обзор дискуссионных вопросов, по-разному освещаемых в научной литературе. Он должен носить критический характер и отражать точку зрения автора выпускной квалификационной работы;

- методические основы изучения проблемы исследования, выбранной для выпускной квалификационной работы. При наличии различных методических подходов необходимо охарактеризовать их особенности и сформулировать свое представление по этому вопросу. Выбранные (или сформированные автором работы) методики послужат основной для изучения фактических данных в последующих главах работы, которые должны стать логическим продолжением теоретической главы.

- выводы или краткое обобщение содержания главы.

При написании теоретической главы работы студент должен показать знание общетеоретических и специальных подходов к изучению проблемы, умение обобщать материал литературных источников, выявлять основные тенденции и особенности развития проблемы, выявлять сходства и различия в точках зрения авторов теоретических и методических работ, делать самостоятельные выводы. Для более сжатого и наглядного изложения материала студент должен использовать различные схемы, позволяющие объемно представить содержание понятий и процессов.

Объем первой главы – примерно 25-35 страниц.

Вторая глава (название). Аналитическая глава предполагает исследование состояния изучаемой проблемы на предприятии (организации) и включает:

- общую характеристику объекта исследования с точки зрения предмета деятельности, истории развития, организационного построения, технико-экономического и финансового состояния;

- анализ состояния проблемы по ранее определенной методике исследования. Характер и объем изучаемого фактического материала будет зависеть от особенностей этой методики и объекта исследования;

- выводы или краткое обобщение содержания главы.

При написании этой главы студент должен показать умение экономически грамотно анализировать и оценивать состояние проблемы для выбранного объекта исследования на основе собранных данных, литературных источников, статистических и справочных материалов, годовых и оперативных материалов предприятий (организаций), производить необходимые расчеты и делать обоснованные выводы. При этом он должен осуществить индивидуальный отбор необходимой информации, определиться с временными границами сбора данных, применить необходимые методы их сбора и обработки. Наиболее полно должны быть проанализированы существующее состояние изучаемого явления, факторы, влияющие на его развитие, имеющиеся возможности и недостатки.

Для доказательства объективности полученных выводов студент должен обязательно указывать характер использованных данных с точки зрения их достоверности (реальные, измененные, и т.д.) и делать ссылки на источники и методы сбора информации.

Для удобства анализа фактический материал должен быть оформлен в виде таблиц, графиков, диаграмм. Наиболее объемные и первичные материалы могут быть вынесены в приложения.

Выводы по второй главе должны быть увязаны с содержанием главы. Объем главы – примерно 25-35 страниц.

Третья глава (название). Базируется на результатах исследования, проведенного в предыдущей главе. В зависимости от цели и задач выпускной квалификационной работы в ней могут быть представлены:

-программа мероприятий по совершенствованию какого-либо направления деятельности предприятия (организации), которая позволит решить выявленные проблемы и преодолеть имеющиеся недостатки;

-прогнозы дальнейшего развития какого-либо явления в определенных оговариваемых в работе условиях и управленческие решения, возможные (или необходимые) для предприятия (организации) в этой ситуации;

-предложения по совершенствованию методик и инструментов решения каких-либо практических задач (плановых, технологических и т.д.) с их апробацией в реальных условиях и выводами об условиях применения;

-бизнес-план (или инвестиционный проект), необходимость реализации которого была обоснована в предыдущей главе;

-предложения по изменению организационной структуры предприятия в целом или по отдельным направлениям деятельности.

При написании этой главы студент должен показать умение на основе выводов из проведенных исследований предлагать конкретные мероприятия, методы и способы разрешения конкретной проблемы. При этом строиться данная глава должна с учетом принципов системного подхода и динамичности. Необходимо учитывать взаимосвязи многих изменяющихся во времени объектов и факторов, а также многих сфер принятия управленческих решений в рамках предприятия с позиций как стратегического, так и оперативного управления.

Предложения должны содержать создание конкретных предприятий, услуг, конкретные мероприятия, конкретные методики, рекомендации; разработку инновационных, инвестиционных проектов; разработку форм документов; внесение новых, изменение существующих формулировок в нормативно-правовых актах и т.п.Все предложения должны быть обоснованы, подтверждены экономическим расчетом.

Экономическое обоснование может быть выполнено в виде:

- расчета экономической эффективности инвестиционных проектов;

- оценки эффективности дополнительных текущих затрат на определенные мероприятия;

- оценки прогрессивности предложений по качественным параметрам;

- прогноза изменения определенных социально-экономических показателей;

- рейтинговых и экспертных оценок и т.д.

При этом студент должен выбрать адекватные методы и методики социально-экономического обоснования предложений, грамотно применить их, а также сделать необходимые выводы.

Объем этой главы – примерно 25-35 страниц.

Заключение.В этой части квалификационной работы находят отражение основные положения и выводы по теме, характеризующие степень раскрытия ее, определяются, решены ли задачи работы и достигнута ли ее цель, в сжатой форме приводятся выводы по всем главам, практические предложения, базирующиеся на основе проведенных исследований как теоретического, так и практического материала.

Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении: решены задачи, достигнута цель исследования.

В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку комиссии при защите работы. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце разделов, а должно содержать главные результаты всей работы. Заключение должно показать, насколько материал работы может быть использован на практике.

Рекомендуются речевые обороты: «В ходе изучения теоретических основ установлено, что существуют такие-то методы, нормативная база», «В ходе проведения анализа выявлено …», «Внедрение рекомендаций позволит …», «В результате решения первой (второй, третьей и т.д.) задачи получено …».

В заключении необходимо показать перспективу развития темы работы, т.е. спрогнозировать направления дальнейшего исследования.

Заключение должно быть по объему 2-3 страницы.

После завершения работы над текстом в целом целесообразно еще раз прочитать введение и заключение. Особое внимание при повторном чтении во введении следует уделить формулировкам актуальности темы, цели, задач работы, а в заключении - формулировкам полученных выводов. При этом обратить внимание на то, чтобы в выводах, содержащихся в заключении, четко просматривалось решение задач и достижение цели работы, сформулированных во введении.

Список использованных источников и литературы. Должен содержать перечень использованных при написании выпускной квалификационной работы литературных источников с их полным описанием по требованиям стандартов.

Приложения. В приложениях выносятся таблицы, первичные материалы, громоздкий иллюстративный материал.


Рисунок 1 - Схема структуры выпускной квалификационной работы

11 Требования к оформлению работы

Работа готовится в 1 экземпляре на компьютере. Она должна быть сшита в папке.

Объем не должен превышать 70-90 страниц. В данный объем не включаются титульный лист, задание на работу, аннотация, содержание, список используемых источников и литературы, приложения.

Структурными элементами выпускной квалификационной работы являются:

· титульный лист (в соответствии с приложением И);

· аннотация (в соответствии с приложением К);

· задание кафедры на работу;

· содержание;

· текст работы, состоящий из введения, основной части (разделов, подразделов) и заключения;

· список используемых источников и литературы;

· приложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: