Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Новогодний праздник». Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогами, образование однокоренных слов). Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [х]—[к]). Автоматизация правильного произношения звука [ж] в словах со стечением согласных и словах с ними.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого дыхания, навыков звукового анализа, зрительного внимания и восприятия, связной речи, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Наборное полотно, коврограф; маленькие пластиковые бутылочки, наполненные конфетти, со вставленными в крышку соломинками для коктейля по числу детей; небольшой резиновый мячик; контейнер с ватными палочками, влажные гигиенические салфетки; «Мой букварь» по числу детей, большие синие и красные пластмассовые или деревянные кружки для звукового анализа, мешочек с елочными игрушками.
|
|
Предварительная работа. Выполнение упражнения «Моторчик» и проговаривание слогов с сочетанием -др- на «Моторчике» на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений.]
Логопед встречает детей в дверях, организует приветствие, приглашает пройти за столик, но котором стоит контейнер с чечевицей и лежат листы бумаги с нарисованным на них контуром елочки.
Логопед. Садитесь удобно и приступайте к выполнению первого задания. Вы должны на своем листочке из чечевицы выложить контур елочки. Победит тот, кто выполнит работу быстро и аккуратно.
Дети выполняют задание, а потом вместе с логопедом подводят итоги соревнования.
2. Упражнение с мячом «Быстро отвечай». [Расширение словаря глаголов на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов. Развитие диалогической речи.]
Логопед предлагает детям ссыпать чечевицу в контейнер, убирает контейнер и листы, достает мячик. Если логопед сочтет это задание сложным, то можно поместить на магнитную доску сюжетные картинки в качестве зрительной опоры.
Логопед. Поиграем с мячиком в игру «Быстро отвечай». Я качу вам мячик и задаю вопрос. Вы ловите мячик, отвечаете на вопрос и катите мячик мне обратно. Что вы только что делали?
1-й ребенок. Мы выкладывали контур елочки чечевицей.
|
|
Логопед. Что делает Дед Мороз с игрушками, когда готовит подарки детям?
2-й ребенок. Дед Мороз раскладывает игрушки по пакетам.
Логопед. Что он делает потом с этими пакетами?
3-й ребенок. Он складывает их в мешок.
Логопед. Что он делает с мешком, когда подходит к саням?
4-й ребенок. Он укладывает мешок в сани.
Логопед. Какие похожие слова звучали в ваших ответах? Дети. Выкладывали, раскладывает, складывает, укладывает. Дети. Правильно. И все эти слова образованы от слова класть и составляют с ним одну семейку. Логопед убирает мяч.
3. Упражнение «Новогодний салют». [Развитие длительного плавного направленного выдоха.]
Логопед предлагает детям выйти на ковер и раздает им бутылочки с конфетти.
Логопед. Давайте устроим новогодний салют. Возьмите бутылочку правильно, сделайте вдох, дуйте в соломку долго, плавно, не надувая щек.
Упражнение проводится не более четырех раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи при вдохе и не надували щеки при выдохе.
4. Упражнение «Моторчик». [Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звука [р].]
Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает протереть руки влажными салфетками, а потом сделать упражнение «Моторчик» с помощью ватных палочек. Упражнение выполняется три-четыре раза. Затем дети произносят слоги дра, дры, дрэ, дро, дру на «Моторчике».
5. Упражнение «Повтори за мной». [Автоматизация правильного произношения звука [ж] в слогах и словах с ними.]
Логопед предлагает детям вспомнить, как произносится звук [ж], и произнести вслед за ним следующие цепочки слогов: ажма-ажна-ыжма-ыжна, яжма-яжна-ижма-ижна, южма-южна-ежма-ежна.
6. Упражнение «Читай и различай». [Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [х]—[к] в слогах и словах). Совершенствование навыка чтения.]
Логопед предлагает детям пройти за стол и раздает им открытые буквари.
Логопед. А теперь давайте почитаем, выполним задание рядом с желтым кружком.
1-й ребенок. Хо-ко.
2-й ребенок. Ху-ку.
3-й ребенок. Ко-хо.
4-й ребенок. Ку-ху.
1-й ребенок. Ход-кот.
2-й ребенок. Муха-мука.
3-й ребенок. Кот-ход.
4-й ребенок. Мука-муха.
Логопед. А предложение мы прочитаем все вместе.
Дети. Мох намок — намок мох.
Логопед. Отлично! Похлопайте себе.
7. Звуковой анализ слова уха. [ Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]
Логопед достает контейнер с красными и синими кружками.
Логопед. А теперь посмотрите на картинку под предложением. Кто это?
Дети. Это осы.
Логопед. Что обозначают кружки под картинкой?
Дети. Они обозначают звуки.
Логопед. Сколько звуков в слове осы.
Д е т и. В этом слове три звука.
Логопед. Назовите их по порядку.
Дети. О, с, ы.
Логопед. Хорошо. Теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы. Что это?
Дети. Это уха.
Логопед. Что такое уха?
Дети. Это рыбный суп.
Логопед. Верно. Сколько звуков в этом слове?
Д е т и. В этом слове три звука.
Логопед. Какой звук первый? И что вы можете сказать о нем?
Дети. Звук [у]. Он гласный. Мы обозначаем его красным кружком.
Логопед ставит на наборное полотно красный кружок.
Логопед. Какой звук второй? Расскажите и о нем.
Дети. Звук [х]. Он согласный твердый. Мы обозначим его синим кружком.
Логопед ставит синий кружок после красного.
Логопед. Какой звук третий? И что вы знаете о нем?
Дети. Звук [а]. Он гласный. Мы обозначим его красным кружком.
Логопед ставит после синего красный кружок.
Логопед. Мы с вами составили схему слова уха.
Можно поупражнять детей в работе по схеме слова. Логопед показывает любой кружок в схеме, а дети произносят соответствующий ему звук.
8. Игра с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).]
|
|
Логопед приглашает детей на коврик и берет в руки мяч.
Логопед. Игра с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?» вам уже знакома. Я бросаю мяч и говорю, из чего сделана елочная игрушка. Вы ловите мяч, говорите, какая эта игрушка, и возвращаете мяч мне.
Логопед. Шарик из стекла.
1-й ребенок. Стеклянный шарик.
Логопед. Шишка из пластмассы.
2-й ребенок. Пластмассовая шишка.
Логопед. Снеговик из ваты.
3-й ребенок. Ватный снеговик.
Логопед. Флажок из бумаги.
4-й ребенок. Бумажный флажок.
Логопед. Вы очень хорошо выполнили мое задание!
9. Игра «Волшебный мешочек». [Развитие связной речи (придумывание загадок-описаний).]
Логопед убирает мяч и достает мешочек с игрушками.
Логопед. А сейчас вам предстоит придумать загадки-описания о елочных игрушках, которые лежат в мешочке. Вы по очереди будете опускать руку в мешочек и описывать игрушку, которая нам попалась, не называя ее. Если вы правильно опишете игрушку, ваши друзья легко отгадают загадку.
1-й ребенок. Он большой, круглый, гладкий, легкий, стеклянный. У него есть петелька, за которую его вешают на елку. Что это?
Дети. Это шарик.
Логопед достает шарик из мешка и демонстрирует его детям Все аплодируют автору загадки. Аналогично составляют загадки все дети.
10. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.) Логопед убирает мешочек и предлагает детям подвести итог занятия, рассказать о тех заданиях, которые они выполняли. Можно предложить детям оценить работу друг друга.