Занятие 4 3. Беседа но картинке «Грузовой транспорт»

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт». Совершенствование навыка составления описательного рассказа по заранее состав­ленному плану. Автоматизация правильного произношения ши­пящих звуков. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зри­тельного внимания и восприятия, тонкой и артикуляционной мо­торики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков со­трудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, пазлы «Транспорт» (8 частей), предметные картинки с изображениями транспорта, игра «Что перепутал художник?» (игровое поле и предметные картинки), тетрадь «Занимаемся вместе» (1 часть) по числу детей, контейнер с фишками, контейнер с ватными палоч­ками, контейнер для использованных инструментов, влажные ги­гиенические салфетки, плоскостные изображения грузовиков, предметные картинки со звуками [ш], [ж] в названиях, маленькие модели машинок.

Предварительная работа. Составление плана рассказа о транс­порте.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие навыков звукового ана­лиза]

Логопед встречает детей, предлагает им пройти за стол, на ко­тором лежат предметные картинки с изображениями транспорта (автобуса, троллейбуса, такси, грузовика), организует приветствие.

Логопед. Посмотрите на картинки. Сначала сядет тот, у ко­го название машины начинается со звука [а]. Затем сядут те, у кого названия машин начинаются со звука [т]. А с какого звука начи­нается название твоей машины, Ванюша?

Ребенок. Слово грузовик начинается со звука [г]

Логопед. Верно. Садись.

2. Пазлы «Транспорт». [Развитие зрительного гнозиса, кон­структивного праксиса, тонкой моторики.]

Логопед раздает детям контейнеры с пазлами и предлагает им собрать из частей такие же картинки, как те, что у них уже есть. Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

Логопед. Теперь у вас по две одинаковых картинки. Назо­вите, что на них изображено.

1-й ребенок. Два автобуса.

2-й ребенок. Два троллейбуса.

3-й ребенок. Два такси.

4-й ребенок. Два самосвала.

Логопед. Обратите внимание, слово таксы не изменилось. Самосвал два самосвала. Троллейбус — два троллейбуса. Такси — два такси. Слово такси никогда не изменяется. Мы го­ворим: «Ехать на такси. Выйти из такси. Подойти к такси».

3. Беседа но картинке «Грузовой транспорт». [Развитие диалоги­ческой речи. Совершенствование навыка слогового анализа слов.]

Логопед предлагает детям ссыпать пазлы в контейнеры, убира­ет предметные картинки и пазлы, раздает детям тетради «Зани­маемся вместе».

Логопед. Посмотрите на изображения грузового транспор­та. Давайте назовем картинки. Что вы видите?

Дети. Самосвал, цистерну, грузовик, фургон, рефрижератор, платформу.

Если дети не знают некоторых названий, логопед сначала сам произносит их, затем предлагает детям повторить их хором. Затем логопед ставит на стол контейнер с фишками.

Логопед. Разделите названия машин та слоги. Положите на каждую машину столько фишек, сколько в слове слогов.

Дети выполняют задание. Логопед проверяет их работу. Если дети допустили ошибки, логопед предлагает им подумать и переде­лать задание. Слово «рефрижератор» слишком сложное для слогово­го анализа, поэтому логопед предупреждает детей, что это слово делить на слоги не надо.

4. Игра «Что перепутал художник?» [Развитие связной речи, зрительного внимания, восприятия, мышления.]

Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображены машины.

Логопед. Посмотрите на картину. Расскажите, что перепу­тал художник?

1-й ребенок. На цистерне не могут ездить пассажиры.

2-й ребенок. В такси не возят хлеб.

3-й ребенок. В фургоне не возят песок.

4-й ребенок. В самосвале не возят коду.

Логопед. Вы нашли все ошибки художника, а теперь ис­правьте их. Возьмите картинки парами.

Логопед выкладывает на стол предметные картинки с изобра­жениями машин и плоскостные изображения грузов и пассажиров.

1-й ребенок. В цистерне возят воду. Я приложил струи воды к кранам цистерны.

2-й ребенок. В такси ездят пассажиры. Я посадила пасса­жиров в такси.

3-й ребенок. В самосвале возят песок. Я погрузила песок в самосвал.

4-й ребенок. В фургоне возит хлеб. Я погрузил хлеб в фургон.

5. Упражнение «Заведи мотор». (Автоматизация изолированно­го произношения звука [р].]

Логопед приглашает детей к зеркалу. Дети протирают руки влажными гигиеническими салфетками. Логопед предлагает детям «превратиться в машины» и «завести моторы». Дети пытаются вызвать вибрацию кончика языка одним касанием ватной палочки.

6. Упражнение «Теплоход». [Координация речи с движением. (Повторение. См.: Занятие 3. Тема «Транспорт».]

Логопед приглашает детей выйти ни ковер, предлагает им обра­зовать круг и выполнить упражнение.

7. Игра «Разноцветные машины». [Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [ш] – [ж] в словах).]

Логопед предлагает детям сесть на ковер по-турецки, кладет перед ними плоскостные изображения грузовиков, рассыпает кар­тинки (мешок, кувшин, горшок, шляпа, абажур, флажок, ножницы, журнал).

Логопед. А сейчас я предлагаю вам стать грузчиками. По­смотрите на картинки. В желтый грузовик нужно погрузить все предметы со звуком [ж] в названиях, а в красный — со звуком [ш]. Я надеюсь, вы будете правильно произносить эти звуки в словах.

Дети выполняют задание, раскладывают картинки, произнося их названия.

8. Составление рассказов о транспорте по заранее составленному плану. Развитие связной речи.

Логопед убирает плоскостные изображения грузовиков и кар­тинки, помещает на магнитную доску предметные картинки с изоб­ражениями транспорта.

Логопед. Теперь давайте сочиним рассказы о машинах по плану, который вы составили вчера с Ниной Николаевной. Сна­чала назовите транспорт, потом скажите, грузовой он или пасса­жирский, для чего он нужен. Опишите его внешний вид, расска­жите, какой он.

1-й ребенок. Это самосвал. Самосвал — грузовой транс­порт. На нем перевозят песок, землю, гравий. У самосвала боль­шой оранжевый кузов, красная кабина, широкие черные колеса. Кузов у него автоматический, сам сваливает груз. У самосвала просторная кабина. В кабине есть руль, панель управления, крес­ло для водителя и пассажира.

Аналогично составляют рассказы все дети. Логопед предлагает им оценить работу друг друга и выбрать лучшего рассказчика. Победитель получает наклейку.

9. Работа в тетради № 2. [Совершенствование навыка звуково­го анализа.]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами и предлагает раскрасить схему слова «дым» (методика работы изложена в конспекте предыдущего замятия). Затем дети раскрашивают трубу и дым. Логопед оценивает их работу, убирает тетради и карандаши.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей]

Логопед подводит итог занятия, предлагает детям назвать по­нравившиеся игры, оценивает их работу. За хорошую работу дети помучают маленькие модели машинок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: