Каждый человек в любую минуту своей жизни, за исключением времени сна, стремится к какой-либо личной или общественной цели и совершает ряд действий ради ее достижения, т. е. выполняет поставленную перед собой задачу.
Велика ли эта цель, как, например, у К. С. Станиславского, всю жизнь стремившегося найти самый совершенный реалистический метод для воплощения на сцене «жизни человеческого духа» роли и пьесы, или мала, как у ребенка, собирающего цветы, чтобы подарить их матери, — достижение цели невозможно без ряда внутренних и внешних действий.
В жизни стремление к достижению цели рождается само собой, в зависимости от необходимости ее осуществления, исторических событий, характера человека, его склонностей, любви, ненависти и множества причин, перечислить которые невозможно.
«Сценическое творчество—это постановка больших задач и подлинное, продуктивное, целесообразное действие для их выполнения»1.
'К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 157.
Стр. 150
На сцене желание достигнуть поставленной цели возникает с помощью творческого воображения. Снова если бы и предлагаемые обстоятельства помогут занимающемуся сделать для себя заманчивой и интересной ту вымышленную цель, которая перед ним поставлена. Тогда у него возникает стремление ее достигнуть — задача. Сценические задачи непременно определяются глаголом «хочу». (Например, хочу успокоить, хочу предостеречь, подразнить, помириться, хочу выяснить отношения и т. д.) Верная сценическая задача вызывает действия для ее выполнения.
|
|
Выполнение задачи состоит из трех элементов:
1) из стремления к цели — чего я хочу?
2) из действия — что я делаю для достижения цели?
1) из приспособления (способа) достижения цели — как я это действие осуществляю?
«Этим словом — «приспособление» — мы впредь будем называть как внутренние, так и внешние ухищрения, с помощью которых люди применяются друг к другу при общении и помогают воздействию на объект»1,—определяет существо «приспособления» К. С. Станиславский.
С. Станиславский, Собр. соч., т. 2,