Стр. 147

Во всяком случае, внешнее изображение перемены отношений никого удовлетворить не может.

Но ясно одно: если я не могу найти верного, живого отношения к партнеру, значит, мое вооб­ражение недостаточно увлечено созданием оправ­дания этого отношения. Надо расшевелить свое воображение, помочь ему. Например, рассматри­вая своего партнера, увидеть, что у него, скажем, красивые глаза или волосы, или вспомнить о ка­ком-нибудь его хорошем поступке и, развивая это отношение, прийти к тому, что он мне начнет нравиться.

Есть и другой путь: вспомнить свое отношение к человеку, который нравится, постараться пере­нести это отношение на своего партнера. А вот как перенести это отношение — студенты должны найти сами. Тут никто помочь не может, но, ве­роятно, это не так уж сложно, ибо все это на­ходят.

Необходимо отбросить предрассудок, что мож­но научить «играть» те или иные чувства. Научить играть вообще никого нельзя, говорит К. С. Ста­ниславский, и продолжает: «Каждый человек вскрывает в себе и освобождает для творчества свое зерно, свою любовь совершенно особым и неповторимым образом, составляющим его ин­дивидуальную неповторимость, его тайну. И по­этому тайна творчества одного не годна

Стр.148

для другого и не может быть передана как образец для подражания никому»1.

Формула «Научить играть нельзя — можно толь­ко научиться» призывает к огромной самостоя­тельной работе по изучению, осмысливанию и ос­воению элементов актерской техники примени­тельно к своей творческой индивидуальности.

Первоначальные упражнения на перемену от­ношения к партнеру дают возможность установить лишь одно отношение между действующими лица­ми. В дальнейших этюдах это отношение будет изменяться на протяжении действия. В самом деле, в жизни бывает так, что друзья ссорятся, а враги мирятся, влюбленные расходятся или навек соединяются, дети причиняют огорчения родите­лям или, наоборот, родители понимают, что дети выросли и надо относиться к ним как к взрослым людям, и т. д. Так же, как и в жизни, на сцене в столкновении интересов меняются отношения между людьми, и это изменение — одна из основ сценического действия.

1. Беседы К. С. Станиславского в Студии Большого театра в 1918 —1922 гг., записанные заслуж. артисткой РСФСР К. Е. Антаровой, М,—Л., ВТО, 1939, стр. 81

Стр. 149



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: