Хадис о плаще (аль-Киса)

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Однажды утром, когда посланник Аллаха r, на котором был полосатый[527] плащ из чёрной шерсти, вышел из дома, к нему подошёл аль-Хасан ибн ‘Али, и посланник Аллаха r укрыл его своим плащом. Потом подошёл аль-Хусайн, и посланник Аллаха r укрыл и его. Потом подошла Фатыма, и посланник Аллаха r укрыл плащом и её. Потом подошёл ‘Али, и посланник Аллаха r также укрыл его плащом, после чего сказал: “Аллах желает только удалить от вас скверну, о члены семьи пророка, и очистить вас полностью” [528]»[529].

Те, кто считает, что ‘Али должен был стать халифом после кончины посланника Аллаха r, утверждают, что Всевышний Аллах пожелал очистить членов семьи пророка r от скверны. А если Аллах желает что-то сделать, Он это делает. А если они очищены от скверны, значит, они стали непогрешимыми. А если они непогрешимы, значит, они имеют больше прав быть правителями мусульман, чем кто-либо другой.

Однако это утверждение неверное по многим причинам:

1. Этот аят, названный аятом очищения, был ниспослан о жёнах посланника Аллаха r, как сказал Всевышний Аллах:

«О жёны пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы богобоязненны, то не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чье сердце поражено недугом, а говорите достойным образом. Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте молитву, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его посланнику. О обитатели дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью. И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости. Воистину, Аллах — Проницательный (или Добрый), Ведающий» [530].

Если посмотреть на контекст аятов, то становится очевидным, что они посвящены именно жёнам посланника Аллаха r. Некоторые утверждают, что поскольку употребляется местоимение «кум», обозначающее собирательно множественное число, а не «кунна», обозначающее множественное число только женского рода, то очищение коснулось только ‘Али, Фатымы, аль-Хасана и аль-Хусайна, как следует из хадиса, но не коснулось жён посланника Аллаха r. Это утверждение не соответствует истине, поскольку и перед этим аятом и после него есть другие аяты, связанные с ним по смыслу, в частности:

«Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества…» [531] и «И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости» [532].

Таким образом, и в предыдущем и в последующем аятах содержится обращение к женщинам, то есть к жёнам посланника Аллаха r, о чём свидетельствует местоимение, указывающее на множественное число женского рода.

2. В аяте употреблено местоимение собирательного множественного числа вместо местоимения множественного числа женского рода, потому что имеются в виду не только жёны посланника Аллаха r, но и сам посланник Аллаха r как глава семьи. Как сказал Всевышний Аллах о жене Ибрахима:

«Они сказали: “Неужели ты удивляешься повелению Аллаха? Да пребудут над вами милость и благословение Аллаха, о обитатели дома! Воистину, Он — Достойный хвалы, Славный”» [533].

А ведь имеются в виду только Ибрахим и его жена. Всевышний Аллах также сказал:

«Когда Муса (Моисей) отработал срок и двинулся в путь со своей семьей, он увидел со стороны горы огонь и сказал своей семье: “Оставайтесь здесь! Я увидел огонь. Возможно, я принесу вам оттуда известие или горящую головню, чтобы вы могли согреться”» [534].

А в это время с ним была только его жена.

Жена вельможи, в доме которого жил Йусуф (мир ему), сказала: «Как можно покарать того, кто хотел причинить зло твоей семье?» При этом она имела в виду себя.

Таким образом, Всевышний Аллах сказал: «Аллах желает только удалить от вас скверну, о члены семьи пророка, и очистить вас полностью», потому что имеются в виду не только жёны посланника Аллаха r, но и сам посланник Аллаха r, а вовсе не потому что в аяте имеются в виду ‘Али, Фатыма аль-Хасан и аль-Хусайн. То, что ‘Али, Фатыма, аль-Хасан и аль-Хусайн являются членами семьи пророка r (Ахлю-ль-бейт), доказывает хадис, а не аят. Ведь в хадисе говорится, что посланник Аллаха r укрыл их своим плащом и прочитал аят: «Аллах желает только удалить от вас скверну, о члены семьи пророка, и очистить вас полностью».

3. Ахлю-ль-бейт, то есть члены семьи посланника Аллаха r — это не только его жёны, и не только ‘Али, Фатыма, аль-Хасан и аль-Хусайн. Вспомним хадис Зейда ибн Аркама. Хусайн спросил: «А кто же относится к числу членов его семьи, о Зейд? Разве это не его жёны? Кто относится к числу членов его семьи?» Зейд сказал: «Да, его жёны являются членами его семьи, но в целом к их числу относятся все, для кого после его смерти закят является запретным». Хусайн спросил: «Кто же это?» Зейд сказал: «Это члены семьи ‘Али, члены семьи ‘Акыля, члены семьи Джа‘фара и члены семьи ‘Аббаса»[535].

Если собрать воедино аят, хадис о плаще и хадис Зейда, получится, что членами семьи пророка r являются его жёны; ‘Али, Фатыма, аль-Хасан и аль-Хусайн; члены семьи ‘Али, члены семьи ‘Акыля, члены семьи Джа‘фара и члены семьи ‘Аббаса. Иначе говоря, все хашимиты являются членами семьи пророка r, ибо закят запретен для каждого из них.

Доказательством является хадис Абду-ль-Мутталиба. ‘Абду-ль-Мутталиб ибн Раби‘а ибн аль-Харис сказал: «Однажды Раби‘а ибн аль-Харис встретился с аль-‘Аббасом ибн ‘Абду-ль-Мутталибом, и они стали говорить: “Клянёмся Аллахом, было бы хорошо, если бы мы послали этих юношей (а речь шла обо мне и аль-Фадле ибн ‘Аббасе) к посланнику Аллаха r, и он поговорил бы с ними и назначил сборщиками этого закята, а они выполнили бы эту работу, которую выполняют и другие люди, и получили бы за это то, что получают другие люди”. Между тем к ним подошёл ‘Али ибн Абу Талиб и остановился возле них. Они рассказали ему об этом, но он сказал: “Не делайте этого, ибо, клянусь Аллахом, он не пойдёт на это!” Тогда Раби‘а ибн аль-Харис подошёл к нему и сказал: “Клянусь Аллахом, ты поступаешь так только из зависти к нам, а мы, клянусь Аллахом, не завидовали тебе, когда ты породнился с посланником Аллаха r!” ‘Али сказал: “Тогда пошлите их к нему”, и мы ушли, а ‘Али прилёг. Когда посланник Аллаха r совершил полуденную молитву, мы первыми подошли к его комнате[536] и стояли возле неё, пока он не пришёл. Подойдя к ней, он взял нас за уши и сказал: “Ну, что вы хотите сказать?”, после чего вошёл внутрь, и мы вошли вместе с ним, а тот день он проводил у Зейнаб бинт Джахш[537]. Сначала каждый из нас надеялся, что будет говорить другой, а потом один из нас сказал: “О посланник Аллаха, ты — самый благочестивый из людей, и ты лучше всех относишься к родственникам. Нам уже пора жениться, и мы пришли к тебе, чтобы ты назначил нас сборщиками какой-нибудь части закята. Мы будем делать это для тебя, как делают другие люди, и получим за это то, как получают они”. После этого посланник Аллаха r молчал так долго, что мы уже захотели сами заговорить с ним, однако Зейнаб стала подавать нам знаки из-за занавески, желая сказать, что этого делать не следует. Потом посланник Аллаха r сказал: “Поистине, членам семьи Мухаммада не следует притрагиваться к тому, что собрано в качестве закята, ибо закят есть не что иное, как грязь людей! [538] ”»[539].

4. В аяте не сказано, что Всевышний Аллах очистил членов семьи пророка r от всякой скверны и что они полностью очищены. Под желанием понимается то, что именуется «ирада шар‘ийа». То есть Аллах в принципе желает, чтобы они были чисты от всякой скверны[540]. Тем более посланник Аллаха r, накрыв их плащом, обратился к Всевышнему с мольбой за них, прося Его очистить их от всякой скверны[541]. А если бы Всевышний Аллах уже очистил их, тогда зачем посланник Аллаха r обращается к нему с подобной мольбой?![542]

Эта мольба посланника Аллаха r — доказательство того, что это «ирада шар‘ийа». Это подобно Словам Всевышнего:

«Аллах желает дать вам разъяснения, повести вас путями ваших предшественников и принять ваши покаяния, ведь Аллах — Знающий, Мудрый. Аллах желает принять ваши покаяния, а потакающие своим страстям желают, чтобы вы сильно уклонились в сторону» [543].

Все упомянутые желания относятся к категории «ирада шар‘ийа».

Всевышний желает даровать прощение всем. Но разве Он простил всех людей, как верующих, так и неверующих? Нет… Всевышний Аллах сказал:

«Он — Тот, Кто сотворил вас. Среди вас есть неверующие, и среди вас есть верующие. Аллах видит то, что вы совершаете» [544].

5. Всевышний Аллах желает очистить от всякой скверных не только членов семьи посланника Аллаха r, но и верующих вообще. Поэтому посланник Аллаха r велел верующим выбирать для совершения молитвы чистые места и избегать мест, в которых скверна, а Всевышний Аллах сказал:

«И одежды свои очищай» [545].

Всевышний Аллах повелел верующим совершать малое омовение после обычного осквернения и полное омовение после полового осквернения.

6. Всевышний Аллах очищал не только ‘Али, Фатыму, аль-Хасана и аль-Хусайна. Всевышний Аллах сказал:

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы — успокоение для них. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий» [546].

Всевышний также сказал:

«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, — быть может, вы будете благодарны» [547].

Всевышний также сказал:

«Вот Он наслал на вас дремоту, чтобы вы почувствовали себя в безопасности, и ниспослал вам с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить от вас скверну Шайтана, чтобы сделать ваши сердца стойкими и утвердить этим ваши стопы» [548].

Если рассуждать так, как рассуждают сторонники обсуждаемого нами мнения, то все триста с лишним человек, о которых идёт речь в аяте, являются непогрешимыми, потому что они тоже «очищенные».

4. Само по себе очищение не свидетельствует о том, что человек должен стать халифом. Мы уверены, что Всевышний Аллах очистил ‘Али от всякой скверны, в результате чего он стал «мауля» для верующих, и точно также аль-Хасан, аль-Хусайн, Фатыма и жёны посланника Аллаха r, и поэтому Он назвал их матерями верующих:

«Пророк ближе к верующим, чем они сами, а его жены — их матери. В соответствии с предписанием Аллаха, кровные родственники ближе друг к другу, чем верующие и мухаджиры, если только вы не сделаете добро своим друзьям. Так было записано в Писании (Хранимой скрижали)» [549].

Сподвижников посланника Аллаха r Всевышний Аллах также очистил, и они стали покровителями (вали) верующих. Но самое важное, как мы уже говорили[550], что непогрешимость не является основанием для того, чтобы считать человека правителем.

Всевышний Аллах сказал:

«Тому, кто станет спорить с тобой относительно него после того, что к тебе явилось из знания, скажи: “Давайте призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, а затем помолимся и призовем проклятие Аллаха на лжецов!”» [551].

Этот аят указывает на достоинства и положение членов семьи посланника Аллаха r, однако он не имеет никакого отношения к вопросу о правлении.

Глава третья


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: