Аят о родственниках

Всевышний Аллах сказал:

«Это — то, чем Аллах радует Своих рабов, которые уверовали и совершали праведные деяния. Скажи: “Я не прошу у вас за это никакой награды, кроме любви ради близости”. Тому, кто приобретет добро, Мы увеличим его. Воистину, Аллах — Прощающий, Благодарный» [573].

Сторонники утверждения о том, что ‘Али должен был стать первым халифом мусульман после посланника Аллаха r, говорят, что речь идёт о близких посланника Аллаха r. В этом аяте он велит нам любить их. Некоторые из них даже утверждают, что существует согласное мнение мусульман о том, что в аяте речь идёт о членах семьи посланника Аллаха r. Однако это мнение неправильное.

Аль-Бухари приводит следующий хадис. Са‘ид ибн аль-Джубайр передаёт, что Ибн ‘Аббаса спросили об этом аяте, и он (Са‘ид) сказал, что он означает, что посланник Аллаха r попросил держать родственные связи[574]. А Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Ты поспешил… Клянусь Аллахом, не было в племени Курайш такого рода, в котором пророк r не имел бы родственников, и он говорил: “Я не прошу у вас ничего, кроме того, чтобы вы поддерживали узы родства, существующие между нами”» [575].

Всевышний Аллах также сказал:

«Скажи: “Я не прошу у вас за это никакого вознаграждения и не обременяю себя измышлениями”» [576].

Он также сказал:

«Скажи: “То вознаграждение, которое я прошу от вас, предназначено для вас же”» [577]).

Всевышний также сказал:

«Ты не просишь у них вознаграждения за это, ведь это — только Напоминание для миров» [578].

Он также сказал:

«Скажи: “Я не прошу у вас за это никакого вознаграждения, кроме того, чтобы желающие встали на путь к своему Господу”» [579].

В Коране одни аяты не противоречат друг другу, а, напротив, подтверждают друг друга.

Как сказал Всевышний Аллах:

«Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» [580].

Невозможно, чтобы во всех этих аятах настойчиво повторялось, что ни Мухаммад t, ни посланники Всевышнего до него, никогда не просили у людей никакой платы за свой призыв и благие наставления, а потом, чтобы в другом аяте говорилось, что посланник Аллаха r всё же просил плату, и именно требовал, чтобы люди любили его близких.

Посланник Аллаха r не просил платы за свой призыв, так как же люди смеют утверждать, что он всё-таки просил плату, коей являлась любовь к его семье?!

Мы знаем, что никто из пророков не просил ничего у своих соплеменников за свой призыв, и посланник Аллаха r не был исключением.

Нух (мир ему) говорил своему народу:

«Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров» [581].

Худ (мир ему) говорил своим соплеменникам:

«Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров» [582].

Салих (мир ему) говорил своим соплеменникам:

«Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров» [583].

Лют (мир ему) говорил своим соплеменникам:

«Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров» [584].

Шуайб (мир ему) говорил своим соплеменникам:

«Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров» [585].

Мухаммад t был лучшим из пророков, и если они не просили ничего за свой призыв, то он тем более не делал этого.

В действительности смысл аята таков: я не прошу у вас ничего за свой призыв. Но не забывайте, что я — ваш родственник, и относитесь ко мне, как к родственнику, и позвольте мне призывать людей к религии Аллаха. Известно, что посланник Аллаха r просил своих соплеменников оставить его в покое и позволить ему вести свой призыв, и если он победит, они только выиграют от этой победы будучи его соплеменниками и родственниками. А если его убьют, они не будут иметь никакого отношения к его смерти.

И посланник Аллаха r никогда не просил ничего для своих близких, в том числе и любви, и почёта, и особого отношения. В аяте употреблено слово «близость», а не «близкие».

Например, в аяте о пятой части военной добычи (хумс) и её распределении сказано:

«Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, посланнику, близким родственникам посланника, сиротам, беднякам и путникам, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились две армии при Бадре. Воистину, Аллах может всё» [586].

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «Во всех аятах, в которых говорится о правах близких посланника Аллаха r и родственников вообще, употребляется слово “близкие”, но не “близость”»[587].

Да и не пристало посланник Аллаха r требовать от людей, чтобы они любили его родственников, потому что это свойственно тем, кто стремится к мирским благам, и это необоснованное обвинение посланника Аллаха r в привязанности к миру этому.

Как бы там ни было, этот аят — мекканский, то есть он был ниспослан в то время, когда ‘Али ещё не женился на Фатыме и, соответственно, аль-Хасана и аль-Хусайна тоже ещё не было…

Глава шестая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: